«Хочу, чтобы Россия стала психометрической державой»
С чего все началось
Когда я учился на первом курсе одного из российских университетов (специальность была связана с нефтехимией), там ввели тестовый контроль оценки знаний. Подавляющее большинство студентов, включая меня, тесты завалили и попали в приказы на отчисление. Ректор, проанализировав ситуацию, понял, что проблема не в знаниях, а в тестах, и приказы подписывать не стал. Чтобы в дальнейшем такое не повторялось, он пригласил специалистов из МГУ – поделиться опытом разработки тестов.
На встречу с ними в числе других студентов позвали меня.
После серии заваленных тестов я эмоционально доказывал, что бездушные компьютеры не способны оценить знания
Коллеги решили убедить меня в обратном, пригласив на каникулы в Москву – пройти обучение по конструированию тестов. Так в 2006 году, будучи второкурсником, я получил свой первый профессиональный сертификат по конструированию и проведению образовательных тестовых экзаменов от Центра тестирования МГУ. И тогда я понял, что хотел бы углубиться в теорию разработки тестов – психометрику.
Первые шаги
Вскоре после окончания специалитета я узнал об открытии в Вышке магистерской программы «Измерения в психологии и образовании». Поступил на нее по результатам Олимпиады НИУ ВШЭ для студентов и выпускников. К тому времени у меня уже был опыт работы в компании «Роснефть», где я реализовал проект обучения сотрудников автозаправочных комплексов на основе тестовых заданий (и получил за него большую премию на внутрикорпоративном конкурсе).
Один из самых интересных курсов, посвященный теории измерений в психологии и образовании, вела руководитель магистерской программы Юлия Тюменева. А самым практически полезным оказался курс Евгения Куприянова по оценке персонала. Затем писал у Евгения Андреевича курсовую работу, по результатам которой в рубрике «Первые шаги» журнала «Организационная психология» Вышки вышла моя первая статья. Так я окончательно «подсел» на психометрику.
По окончании магистратуры занимался психометрикой как практик, но понял, что мне интересно стать психометриком-ученым.
Почему Лёвен
Психометрические методы в России, конечно же, применяются, но психометрические научные школы, к сожалению, не сложились. В мире наиболее авторитетными считаются психометрические школы нидерландоязычных университетов. В любой книге по психометрике авторы как минимум двух третей глав – профессора из Нидерландов или бельгийской Фландрии. Статья о психометрике в международной энциклопедии по социальным и поведенческим наукам написана профессорами Амстердамского университета Дэнни Борсбомом и Диланом Моленаром, который, кстати, был членом жюри на моей недавней защите PhD.
Таким образом, выбор докторантуры был очевиден. Если учиться и «делать степень», то у лучших и в одном из сильнейших университетов. Я был знаком с профессором Вимом Ван ден Ноортгате из Лёвенскогоуниверситета, основанного в 1425 году, – консультировался с ним при подготовке магистерской диссертации в Вышке. Написал ему, и он согласился принять меня в Бельгии.
1+2+2
Работа над диссертацией PhD заняла четыре года плюс год подготовки к поступлению (языковые экзамены, согласование с профессором проекта диссертации, сбор справок). Мой профессор сразу меня сориентировал, что нужно подготовить описание трех-четырех отдельных исследований. Конечно, я это сделал, но в получившейся диссертации от их замысла не осталось ничего. Наверное, это была просто проверка: как мыслит будущий докторант?
Бельгийские университеты практично подходят к диссертациям. Понятие «кирпича» (единого текста) там отсутствует. Диссертация PhD – это несколько статей по теме, которые для допуска к защите должны быть опубликованы в топовых журналах по теме исследования. Оформление этих статей в книгу с коротким вступлением и заключением – дань традиции.
Первые два года я проработал в библиотеке.
Даже в современной библиотеке ВШЭ книги по психометрике по пальцам пересчитаешь, в лёвенской библиотеке – пять стеллажей в мой рост
Читаешь – и собственные мысли начинают плодиться. На этом этапе я делал разведочные расчеты, по пятницам встречался с профессором: мы сначала обедали, а потом в течение часа обсуждали диссертацию.
В результате я подготовил midterm project – первую версию будущей диссертации на 20-30 страниц, содержащую подробное описание исследований, включая методологию, сбор и подготовку данных, гипотезы. Защитил midterm project перед комиссией из пяти-шести человек, которая оценила реалистичность реализации всего задуманного в установленный срок и дала рекомендации, как сделать это оптимально. У меня была замечательная комиссия, один из членов – профессор Франсис Туерлинкс, президент Психометрического общества, созданного в 1935 году.
За оставшиеся два года я написал пять статей, две из них опубликованы (одна в журнале №1 по математической психологии в мире Behavior Research Methods), третья принята в печать и появится в престижном Applied Measurement in Education в апреле 2020 года, еще две отправлены в журналы. Выступил на нескольких конференциях, в том числе трижды – на конференциях партнеров Coursera и дважды – на конференциях Международного психометрического общества в Нью-Йорке и Сантьяго.
Защита
Итоговая версия диссертации, представленная на защиту, состояла из шести глав: вводной и пяти глав-статей. Название – Psychometrics of MOOCs: How to Measure Proficiency? («Психометрика массовых открытых онлайн курсов: подходы к измерению подготовленности студентов»). В диссертации разработано несколько способов для измерения уровня и динамики знаний студентов на основе цифровых следов, собираемых платформами онлайн-обучения.
Защита состоялась 13 сентября, в пятницу, в историческом зале Левенского университета. Комиссия, состоящая из председателя, моего руководителя, со-руководителя и трех членов жюри вошла в зал, присутствующие приветствовали ее стоя. О своих результатах я рассказал в течение 20 минут, затем оппоненты – члены жюри – в течение 45 минут задали мне вопросы, причем очень глубокие, заранее подготовленные, поскольку на прочтение диссертации у них было все лето (аналогичная модель защиты в последние два года используется и в Вышке). Затем комиссия удалилась и вскоре вернулась в зал, чтобы огласить решение. Так я получил степень PhD в образовании.
В Левенском университете защиты проводятся публично – присутствовать может любой. Поэтому презентация должна быть максимально понятной, запрещается использовать формулы и сложную профессиональную лексику. Так что вероятность правильного ответа студента я изобразил как поединок двух армрестлеров, один из которых – студент, а другой – задание. Чем сильнее спортсмен (чем лучше подготовлен студент), тем выше вероятность правильного ответа. Члены комиссии смеялись.
Перед защитой я очень нервничал, особенно пытаясь предвосхитить вопросы членов жюри. Но на самой защите чувствовал себя на удивление уверенным, более того – получил от нее удовольствие. Это точно не было часом позора, о котором часто рассказывают российские аспиранты, описывая, кто и как, зачастую не читав текста диссертации, их возил «лицом по столу». Наверное, в этом смысле западная докторантура – более человечная.
Работа
Незадолго до отъезда в Лёвен я начал сотрудничать с Дирекцией по онлайн-обучению Вышки – одного из первых российских университетов, где большое внимание уделяется онлайн-курсам и созданию компьютерной учебной среды. Евгения Кулик предложила мне стать психометриком-аналитиком, выстроить систему измерений в онлайн-курсах Вышки на Coursera, а затем и на Национальной платформе открытого образования. Я согласился, так как мне нравятся компьютерные технологии в обучении и оценке. Самое интересное – работа с уникальными данными, когда каждый след учащегося на платформе записывается в базу.
Последние четыре года я не только готовил диссертацию, но и работал в Вышке – совмещал две полноценные fulltime-позиции. Все результаты моих исследований внедрялись на практике в Вышке. Например, одним из таких проектов стала разработка сервиса психометрической аналитики для онлайн-курсов проекта «Современная цифровая образовательная среда РФ». Университет выиграл грант Минобрнауки России на эту разработку, и в заявке было много предложений и идей из моих еще неопубликованных статей.
Большую часть работы в России я выполнял удаленно. Мало какой руководитель согласится на такое, но мне с моими повезло
И Евгения Кулик, и Сергей Рощин не возражали. К тому же Вышка оплачивала все поездки на конференции, и я везде четко заявлял об аффилиации с ней. За это время из одного меня в НИУ ВШЭ вырос целый Центр психометрических исследований в онлайн-образовании.
Что дальше
В Лёвене я останусь исследователем – предстоит трехлетний проект, посвященный психометрике и машинному обучению в США, а Вышка будет основным местом работы. У меня большая команда – девять человек, мне много чем хочется поделиться и с каждым коллегой написать по совместной статье.
Цели в России у меня амбициозные. Нидерланды стали психометрической державой за 20 лет – в середине 1990-х здесь появились международные публикационные стратегии, началось активное глобальное сотрудничество – осознанное движение в мир. Мне хотелось бы, чтобы то же самое случилось и с российской психометрикой, как бы пафосно это не звучало. И я постараюсь «раскрутить» эту «движуху».
Аббакумов Дмитрий Федорович
Руководитель Центра психометрических исследований в онлайн-образовании
Кулик Евгения Юрьевна
Директор Центра по онлайн-обучению
Куприянов Евгений Андреевич
Преподаватель Департамента образовательных программ
Рощин Сергей Юрьевич
Проректор ВШЭ
Тюменева Юлия Алексеевна
Доцент Департамента образовательных программ
Вам также может быть интересно:
Экзамены онлайн: как Вышка развивает дистанционное обучение
Из-за эпидемии коронавируса Вышка, как и другие российские вузы, перешла на дистант. Как повысили скорость интернет-соединения в общежитиях? Что изменилось в системе оценивания? Какие методы контроля выбирают преподаватели? Рассказывают Анна Коровко, старший директор по основным образовательным программам НИУ ВШЭ, и Александр Зимовец, начальник управления цифровизации образования.
«Обычно я учусь тогда, когда есть время»
Три месяца назад начались занятия на первой в России магистерской программе ВШЭ на английском языке Master of Data Scienсe по направлению «Прикладная математика и информатика», реализуемой полностью онлайн на платформе Coursera. О своих впечатлениях рассказали ее студенты и преподаватель, сопровождающий один из курсов.
«Со временем удается убедить мозг, что аудитория существует, даже если ты ее не видишь»
Доцент кафедры высшей математики НИУ ВШЭ Илья Щуров поделился с онлайн-изданием Trv-science.ru личным опытом преподавания в дистанционном формате.
100
онлайн-курсов создала и разместила Дирекция по онлайн-обучению НИУ ВШЭ на платформе «Открытое образование». Всего на конец апреля на «Открытом образовании» размещено 562 курса от высших учебных заведений. Все они доступны бесплатно.
«Простого переноса в цифровой формат материалов и заданий курса недостаточно»
Качество и стоимость дистанционного обучения в вузах – важный вопрос, волнующий сейчас не только студентов и преподавателей, но все общество. Любовь Духанина, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы РФ, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям» считает, что дистанционное образование не должно подменяться заочным.
«Лайфхаки онлайна»: как увлечь студента дистанционным обучением
Чтобы помочь преподавателям справиться с трудностями внезапного перехода на дистант, Центр цифровых гуманитарных исследований и школа лингвистики ФГН запускают проект «Лайфхаки онлайна». Каждую неделю — простые сценарии онлайн-занятий, удаленный менеджмент студенческих проектов, неочевидные возможности знакомых цифровых инструментов. В первом выпуске старший преподаватель школы лингвистики Даниил Скоринкин рассказывает, как вернуть внимание студентов с помощью Kahoot-опросов и почему пара-викторина лучше, чем «говорящая голова» в MS Teams или Zoom.
Планирование и тайминг: преподаватели ВШЭ делятся опытом работы в онлайн
Трое преподавателей Вышки рассказали о том, как вынужденный уход в дистанционный форма повлиял на структуру занятий, стиль преподавания и образ жизни в целом. Ольга Соловьева (Медиаком), Александр Куприянов (Медиаком) и Алексей Плешков (ФГН) – о достоинствах и недостатках онлайн-образования.
Студенты Вышки рассказали, как идет учеба в самоизоляции
Шестеро студентов Высшей школы экономики записали видеорассказы о том, как организован их учебный день на карантине. Кто-то ценит каждую минуту сна и не любит рано просыпаться, кто-то может продуктивно работать только за письменным столом. Объединяет студентов одно – все скучают по друзьям, одногруппникам и университету.
«Академия школьников» – теперь в Minecraft
«Академия школьников» НИУ ВШЭ, как и весь университет, активно осваивает digital-пространство. Проект, который за три года работы привлек более 1200 школьников из более чем 30 регионов страны, построил модель учебного центра «Вороново» на популярной игровой платформе и теперь проводит там 5-6 занятий в день для школьников всей России.
17
курсов, размещенных на платформе Онлайн-образование в НИУ ВШЭ, смогут изучить студенты Российско-Армянского университета. Этот университет стал вторым иностранным вузом, который воспользовался программой по бесплатному подключению к онлайн-курсам Вышки в связи с переходом на дистанционный формат обучения на период объявленного карантина.