• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Простого переноса в цифровой формат материалов и заданий курса недостаточно»

«Простого переноса в цифровой формат материалов и заданий курса недостаточно»

© iStock

Качество и стоимость дистанционного обучения в вузах – важный вопрос, волнующий сейчас не только студентов и преподавателей, но все общество. Любовь Духанина, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы РФ, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям» считает, что дистанционное образование не должно подменяться заочным.

Когда мы говорим о качественном дистанционном обучении, то подразумеваем, что оно прежде всего не уступает очному, а где-то может даже превосходить его за счет привлечения образовательных ресурсов ведущих вузов. Главный критерий качественного и открытого онлайн-обучения — отсутствие ситуаций, в которых студент предоставлен сам себе. К сожалению, некоторые вузы пошли именно по этому пути: отправляют задания студентам и собирают с них ответы, по минимуму привлекают преподавателей, переводя студентов практически на заочную форму обучения. В то время как качественное дистанционное обучение всегда предполагает наличие преподавателя, который не только проводит видеолекции и вебинары, но и может дать обратную связь студенту по учебным материалам, выполнению практического задания, написанию курсовой работы.

© Facebook Любови Духаниной

Для организации полноценного дистанционного обучения не менее важно наличие у вуза технической и методической инфраструктуры: многофункциональной образовательной платформы, синхронизированной с другими образовательными сервисами. Это та основа, от которой отталкиваются преподаватели, методисты и педагогические дизайнеры при создании и наполнении онлайн-курсов. Это даёт возможность комфортного онлайн-взаимодействия студентов и преподавателей.

Простого переноса в цифровой формат материалов и заданий курса недостаточно. А простая трансляция в онлайн-режиме традиционных форм проведения занятий и методов предоставления информации лишь увеличивает нагрузку на педагогов и обучающихся. «Онлайн» — это другая образовательная плоскость, методика преподавания в которой отличается от очного процесса. Педагогу требуется не просто приобрести новые компетентности, связанные с безопасным использованием цифровых платформ и программ видеотрансляции. Нужен образовательный контент высокого качества, который будет учитывать специфику восприятия с электронного носителя — с другой длительностью и динамикой, с анимацией, инфографикой, элементами 3D-графики.

Поэтому трудоемкость и фактическая стоимость организации учебного процесса в таком формате, зачастую могут быть даже выше, чем при очной форме обучения. Во-первых, каждый вуз сейчас практически в круглосуточном режиме оказывает помощь преподавателям в освоении новых инструментов и технологий. Во-вторых, значительных управленческих усилий и финансовых вливаний требует поддержание работоспособности серверов, аренда платформ видеоконференций, создание уникального обучающего контента, организация работы технических специалистов, методистов, кураторов.

Ведущие университеты, уже во многом являющиеся цифровыми, почти сразу скооперировались и начали делиться с другими своими лучшими наработками в онлайн-обучении. Многие из них к началу ограничительных мер из-за пандемии имели в активе несколько тысяч успешно реализуемых цифровых программ. Бесплатный доступ к их онлайн-курсам открыли Ассоциация глобальных университетов и Национальная платформа открытого образования. Ряд вузов воспользовались этими возможностями, и, используя весь цифровой потенциал, продолжают реализовывать образовательные программы на высоком уровне. Те образовательные организации, которые фактически подменили дистанционное обучение заочным, рискуют столкнуться с обоснованными требованиями снизить плату за обучение.

Вам также может быть интересно:

Консультанты по преподаванию в цифровой среде впервые собрались очно на выездной сессии

В июне в учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново» в рамках проекта Teach for HSE, направленного на развитие преподавательского мастерства в Вышке, состоялась выездная сессия консультантов по преподаванию в цифровой среде. Участники встречи представили результаты своей работы за последние полгода.

Экзамены онлайн: как Вышка развивает дистанционное обучение

Из-за эпидемии коронавируса Вышка, как и другие российские вузы, перешла на дистант. Как повысили скорость интернет-соединения в общежитиях? Что изменилось в системе оценивания? Какие методы контроля выбирают преподаватели? Рассказывают Анна Коровко, старший директор по основным образовательным программам НИУ ВШЭ, и Александр Зимовец, начальник управления цифровизации образования.

«Обычно я учусь тогда, когда есть время»

Три месяца назад начались занятия на первой в России магистерской программе ВШЭ на английском языке Master of Data Scienсe по направлению «Прикладная математика и информатика», реализуемой полностью онлайн на платформе Coursera. О своих впечатлениях рассказали ее студенты и преподаватель, сопровождающий один из курсов.

«Со временем удается убедить мозг, что аудитория существует, даже если ты ее не видишь»

Доцент кафедры высшей математики НИУ ВШЭ Илья Щуров поделился с онлайн-изданием Trv-science.ru личным опытом преподавания в дистанционном формате.

100

онлайн-курсов создала и разместила Дирекция по онлайн-обучению НИУ ВШЭ на платформе «Открытое образование». Всего на конец апреля на «Открытом образовании» размещено 562 курса от высших учебных заведений. Все они доступны бесплатно.

«Лайфхаки онлайна»: как увлечь студента дистанционным обучением

Чтобы помочь преподавателям справиться с трудностями внезапного перехода на дистант, Центр цифровых гуманитарных исследований и школа лингвистики ФГН запускают проект «Лайфхаки онлайна». Каждую неделю — простые сценарии онлайн-занятий, удаленный менеджмент студенческих проектов, неочевидные возможности знакомых цифровых инструментов. В первом выпуске старший преподаватель школы лингвистики Даниил Скоринкин рассказывает, как вернуть внимание студентов с помощью Kahoot-опросов и почему пара-викторина лучше, чем «говорящая голова» в MS Teams или Zoom.

Планирование и тайминг: преподаватели ВШЭ делятся опытом работы в онлайн

Трое преподавателей Вышки рассказали о том, как вынужденный уход в дистанционный форма повлиял на структуру занятий, стиль преподавания и образ жизни в целом. Ольга Соловьева (Медиаком), Александр Куприянов (Медиаком) и Алексей Плешков (ФГН) – о достоинствах и недостатках онлайн-образования.

Студенты Вышки рассказали, как идет учеба в самоизоляции

Шестеро студентов Высшей школы экономики записали видеорассказы о том, как организован их учебный день на карантине. Кто-то ценит каждую минуту сна и не любит рано просыпаться, кто-то может продуктивно работать только за письменным столом. Объединяет студентов одно – все скучают по друзьям, одногруппникам и университету.

«Академия школьников» – теперь в Minecraft

«Академия школьников» НИУ ВШЭ, как и весь университет, активно осваивает digital-пространство. Проект, который за три года работы привлек более 1200 школьников из более чем 30 регионов страны, построил модель учебного центра «Вороново» на популярной игровой платформе и теперь проводит там 5-6 занятий в день для школьников всей России.

17

курсов, размещенных на платформе Онлайн-образование в НИУ ВШЭ, смогут изучить студенты Российско-Армянского университета. Этот университет стал вторым иностранным вузом, который воспользовался программой по бесплатному подключению к онлайн-курсам Вышки в связи с переходом на дистанционный формат обучения на период объявленного карантина.