Руку, товарищ!
О тьюторстве — системе консультационной помощи первокурсникам, — которая действует на всех факультетах и отделениях ГУ-ВШЭ, рассказывают тьюторы Дарья Рощина, студентка четвертого курса факультета экономики, и Мария Вагина, студентка третьего курса отделения культурологии.
— Как давно существует институт тьюторства на вашем факультете, отделении?
Дарья Рощина: Этот проект начал действовать с прошлого учебного года, у нас 13 тьюторов. В основном, это студенты второго и третьего курсов, есть несколько четверокурсников, вроде меня.
Мария Вагина: Вообще-то, мы не привыкли называть наши взаимоотношения со студентами младших курсов тьюторством. Просто, когда мы перешли на второй курс, у некоторых возникло желание помочь людям, которые только что попали в университет, для которых тут все в новинку. Хотелось помочь первокурсникам хотя бы советами.
— В чем именно вы можете помочь им?
Дарья Рощина: Если в целом, тьюторы помогают адаптироваться первокурсникам к университету. Фактически мы начинаем свою работу еще до начала учебного года, с середины августа, мониторим на форумах и в социальных сетях в интернете людей из других городов, которые зачислены в Вышку, и которым может понадобиться помощь.
Мария Вагина: Мы хотим дать вчерашним абитуриентам поддержку, которой очень не хватает в новой среде. К примеру, мы не получали такой организованной поддержки от «своего брата студента», потому что мы — первый набор отделения культурологии. Поэтому для нас главная задача сейчас - это достижение сплоченности людей, объединяемых общей целью. А общая цель — это, естественно, учеба.
— В чем конкретно помогает тьютор?
Мария Вагина: Помимо общей, психологической поддержки мы помогаем в мелких вопросах: как подобрать литературу к эссе, как подготовиться к экзаменам, как найти нужный кабинет, как организовать собрание, как довести какую-то информацию до других и так далее. Вопросов возникает много.
Дарья Рощина: На нашем факультете создана система консультаций для первокурсников, их проводят студенты, которые разбираются в каком-то изучаемом предмете. Тьюторы занимаются тем, что собирают заявки на эти консультации. Иногда они сами и проводят консультации. Все же самая важная задача тьютора понять, кому нужна помощь, и объяснить, как человек может ее получить. Это можно сделать, если только постоянно и плотно общаешься с ребятами. Например, за мной закреплена группа 1102 факультета экономики, у меня 28 человек, я всех знаю в лицо, периодически прихожу к ним на семинары. Помогаю им «поймать» вдохновение для домашней работы, объясняю, как надо сдавать тот или иной экзамен, на что стоит обратить внимание, какие занятия не стоит пропускать ни при каких обстоятельствах.Дарья Рощина
— Интересно, это какие?
Дарья Рощина: На первом курсе, например, это «Микроэкономика» с Аллой Александровной Фридман и Марком Иосифовичем Левиным, которые знамениты тем, что... В общем, незачетов у них бывает больше половины. И английский без особых на то причин пропускать не следует.
— Какие вопросы чаще всего задают первокурсники?
Дарья Рощина: В сентябре вопросы звучат так: «А что будет, если я проспал первую пару безопасности жизнедеятельности?» Или: «Как выглядит контрольная, и чем она отличается от экзамена? Что такое три незачета? Почему люди вылетают?» Они еще не успели сами почувствовать, что такое зимняя сессия и не понимают, в чем сложность, как вообще можно вылететь, схватив несколько незачетов.
Мария Вагина: Чаще всего возникают вопросы по взаимодействию с преподавателями и по организации внеучебной жизни в различных студенческих организациях. Кстати, на первом курсе мы и сами создали такую организацию — Культурологический клуб «Креативный класс», в котором мы обсуждаем актуальные культурные события, приглашаем деятелей культуры для проведения мастер-классов. Сейчас «Креативный класс» уже перешел «по наследству» следующему курсу, что способствует нашему объединению. Мы гордимся тем, что наше начинание подхватили младшие студенты.
— Чем тьютор отличается от куратора?
Дарья Рощина: Куратор — это преподаватель, он занят преподавательской деятельностью, и часто его найти так же сложно, как и любого другого преподавателя по предмету. Мы, тьюторы — старшекурсники, мы всегда рядом, всегда открыты для общения в любом формате: «В Контакте», по ICQ, нам можно позвонить на мобильный в любое время дня и ночи. Не всегда поймаешь преподавателя за пуговицу, а тьютора — можно. Тут срабатывает вот какой момент: у нас со студентами, которым мы помогаем, разница в возрасте лишь два-три года, с нами можно общаться как с друзьями. Тьюторы говорят со студентами на одном языке. Это важно, так как студенты не всегда могут найти общий язык с преподавателем, часто им просто непонятны объяснения некоторых преподавателей. Им нужен совершенно другой подход к объяснению, какой-то более доходчивый язык.
— А зачем вам это надо — тьюторство? Вы ведь тратите собственное время?
Дарья Рощина: Общения хочется. На четвертом курсе люди уже в основном работают, они заняты своими делами, общения внутри курса недостаточно. Вот от этого и возникает желание участвовать во внеучебной деятельности: студсоветах, организации факультетских мероприятий, днях открытых дверей, проведении олимпиад.
Мария Вагина: Взаимодействие студентов возникает непроизвольно. В первый год мы часто слышали от студентов других факультетов слова «Отделение культурологии? А что, у нас такое есть?». И нам просто не хочется, чтобы следующие курсы когда-нибудь их еще слышали.Мария Вагина
— Насколько я понимаю, вам общение с первокурсниками дает в основном позитивные эмоции? Как строятся отношения с ними?
Дарья Рощина: Все первокурсники разные, некоторые замкнутые и зажатые, некоторые - очень общительные, поэтому со всеми возникают разные отношения. Одни становятся хорошими друзьями, с которыми можно разговаривать часами, ходить куда-нибудь вместе. Другие спросят один раз, как решить домашнюю работу, и дальше боятся идти на контакт, чувствуют дистанцию.
— Что интересного пройдет на факультете, о чем обязательно должны знать первокурсники?
Мария Вагина: Самое интересное предстоящее событие — это посвящение в культурологи. Это тоже одна из новых традиций, которую мы установили: в первый год мы сами себя посвящали. Это была инициатива нас, студентов первого курса. А теперь посвящения проводятся с привлечением студентов всех курсов и преподавателей.
Дарья Рощина: У нас сейчас в разработке проект «Большая Москва» — «Большая Москва — день» и «Большая Москва — ночь». «День» — это вроде квеста, мы будем рассказывать про Москву, а они должны будут каким-то образом узнавать историю зданий, которые мы будем подбирать для этого. «Ночь» — это вылазки по нашим любимым «злачным местам». Мы сейчас составляем список и хотим запустить пилотную версию. Те ребята, которые активнее всего участвуют в составлении списка и знают больше всего мест, проведут коллег из студсовета по самым интересным ночным заведениям. Это могут быть походы в кино — в «Художественном» за ночь показывают три фильма подряд, а в кинотеатре «Мир искусства» можно смотреть кино по студенческому за 80 рублей любой сеанс, там показывают старые хорошие фильмы. Или всем известная «Ночь музеев», она не нуждается в рекламе.
— Часто студенческие инициативы держатся на конкретных ребятах, и после их ухода из университета, потихоньку сходит на нет и вся деятельность. Вам есть кому передать ваше дело после окончания университета?
Дарья Рощина: В этом году очень сильный набор первокурсников и многие из них могут сами решать свои проблемы. Сложился костяк людей со всероссийских олимпиад, они активно помогают нам в организации различных факультетских мероприятий, и я думаю, именно они возьмут на себя и студсовет, и тьюторство после того, как мы уйдем.
Мария Вагина: Конечно, смена есть. На данный момент в студсовете отделения культурологии, который мы тоже сами создали, есть представители всех трех курсов.
— Что на данный момент особенно запомнилось из тьюторской практики?
Дарья Рощина: Есть один случай, правда, не из моей практики. У тьютора Кирилла Сетдекова в 1111 группе учится практически слепой мальчик, Марко. Его в первый же день случайно наугад выбрали старостой. Кирилл помогал ему освоиться, оформить группе анкеты на проездные, объяснял, как найти нужный кабинет на Мясницкой. Так что его группа и не собирается переизбирать старосту. Я видела, как Кирюша блестяще вел команду, в которой был Марко, во время посвящения: ребята ходили, положа руку друг другу на плечо, или закрывали глаза и держались друг за друга — все были в равном положении, и чувствовалось настоящее единение.
Комментарии первокурсников
— Чем тьюторство помогает первокурсникам и тебе лично, хотел бы ты в будущем стать тьютором?
Анастасия Доронина, факультет экономики (тьютор Дарья Рощина): Помогает во всем: от поиска кабинетов и библиотеки, до психологической адаптации в новой обстановке. Было очень приятно прийти на первое собрание в августе и понять, что тебя тут уже ждут и всегда готовы помочь. Отдельное спасибо за терпение, с которым тьюторы нам помогали, когда мы навалились на них с бесконечными вопросами буквально обо всем. Тьюторство надо продолжать, я бы сама с удовольствием стала тьютором.
Артем Баулин, факультет экономики (тьютор Яна Цыганова): Могу, сказать, что тьютором я точно стану. Для меня тьютор — это единственный мост, соединяющий со старшими курсами и их опытом. Это особенно важно на первых порах. С тьютором гораздо проще в общении, и вопрос можно задать ему в любое время.
Иван Безукладников, факультет экономики (тьютор Виктория Бокарева): Сейчас я к тьюторам не обращаюсь, справляюсь сам. Но в начале учебы они очень мне помогли в принципе понять, куда я пришел учиться. А вообще, я уверен, что если у меня вдруг появятся вопросы, тьютор всегда сможет на них ответить. Эта уверенность очень помогает, даже когда вполне освоился с обстановкой и новыми людьми.
Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
«Ищите то, что вас реально заводит»
На традиционной встрече ректора и других руководителей университета с победителями олимпиад первокурсники интересовались новыми образовательными проектами Вышки, спрашивали, где можно опубликовать свой научный труд, как помочь товарищу поступить в ВШЭ, и переживали, не будут ли введены блокирующие оценки.
В Вышке появился cтуденческий Научный клуб
ΧΣΕ — ХиСигмаЭпсилон, так называется новая организация для студентов, которым интересна наука и которые хотят поближе познакомиться с академической стороной жизни университета. Научный клуб будет помогать им развивать свои навыки в таких областях, как научно-исследовательская деятельность, преподавание, консалтинг, а также поддерживать их участие в прикладных проектах.
Руководители ВШЭ ответили на вопросы первокурсников, поступивших по результатам олимпиад
Традиционная встреча ректора ВШЭ и других руководителей университета с победителями олимпиад состоялась 13 октября. Участников встречи интересовало, как прожить на стипендию, как в ближайшие годы будет развиваться Высшая школа экономики и можно ли сделать селфи с ректором.
Что делают студенты Вышки после учебы. Цифры
Участие в студенческих организациях — важная часть жизни вышкинцев. В университете работает около 80 объединений, в которых можно заниматься практически всем: от танцев до парламентских дебатов. Можно даже немного спасать мир, вступив в одну из благотворительных организаций. Вот всего лишь несколько цифр о том, чем в прошлом году занимались студенты Вышки в свободное от учебы время. И с Днем студентов вас, дорогие студенты!
«Вы — те, кого мы так напряженно ждали»
Какие специалисты будут нужны новой российской экономике, как открытие факультета физики повлияет на качество образования в Вышке в целом, сохранится ли распределенный кампус в Москве — об этом и многом другом узнали 10 октября на встрече с ректором и другими руководителями НИУ ВШЭ первокурсники, поступившие в университет по результатам предметных олимпиад.
«Рассматривайте университет как сообщество, в котором всем приятно находиться»
Перспективы развития университета, роль студентов в образовательном процессе, будущее образовательных онлайн-платформ — эти и другие темы обсудили на традиционной встрече с ректором НИУ ВШЭ Ярославом Кузьминовым и другими представителями администрации университета первокурсники — победители и призеры олимпиады «Высшая проба» и Всероссийской олимпиады школьников.
«Всегда лучше думать своей головой»
Когда позади трудности поступления в вуз и ты уже первокурсник, самое время вспомнить, как прошел этот важный этап жизни, как ты преодолевал сложности и страхи, что вдохновляло. Анастасия Владимирская, студентка первого курса бакалаврской программы «Экономика», окончившая факультет довузовской подготовки ВШЭ, рассказала о том, как готовилась к поступлению и почему предпочла именно Вышку. Напомним, что сейчас идет прием на программы ФДП, а 12 сентября пройдет день открытых дверей факультета.
20
площадок с заданиями ждут участников квеста для первокурсников в День Вышки в парке Горького.
«Важная особенность многих олимпиад — они оценивают способность мыслить, а не специальные знания»
В этом году в московском кампусе НИУ ВШЭ на бюджетные места зачислено 684 победителя и призера олимпиад. На некоторых программах олимпиадников оказалось так много, что они заняли почти все изначально запланированные бюджетные места. На таких программах Вышка увеличила количество бюджетных мест, чтобы дать шанс на поступление и ребятам с хорошими результатами ЕГЭ. Новостная служба ВШЭ спросила у руководителей нескольких программ, вызвавших особенный интерес у победителей и призеров олимпиад, чем они объясняют такой успех у абитуриентов.
5856
первокурсников бакалавриата сегодня приступят к обучению во всех кампусах Вышки. Это на 1115 человек больше, чем в прошлом году.