«Важная особенность многих олимпиад — они оценивают способность мыслить, а не специальные знания»
Первокурсники программы «Прикладная математика и информатика»
В этом году в московском кампусе НИУ ВШЭ на бюджетные места зачислено 684 победителя и призера олимпиад. На некоторых программах олимпиадников оказалось так много, что они заняли почти все изначально запланированные бюджетные места. На таких программах Вышка увеличила количество бюджетных мест, чтобы дать шанс на поступление и ребятам с хорошими результатами ЕГЭ. Новостная служба ВШЭ спросила у руководителей нескольких программ, вызвавших особенный интерес у победителей и призеров олимпиад, чем они объясняют такой успех у абитуриентов.
Ксения Паниди, «Совместная программа по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ»
В этом году на Всероссийской олимпиаде по экономике было вручено больше дипломов, чем в предыдущие годы. И поскольку наша программа уже приобрела достаточно хорошую репутацию именно у победителей Всероса, мы были готовы к увеличению числа первокурсников. С другой стороны, набор этого года состоялся сразу после первого выпуска, который наглядно продемонстрировал высокий процент поступивших на PhD-программы и успешное трудоустройство выпускников. Я думаю, эти факты также помогли абитуриентам остановить свой выбор на совместном бакалавриате. В целом наша программа дает широкое образование, учит развивать кругозор и не замыкаться на какой-либо одной узкой теме. Полученные навыки позволяют выпускникам, во-первых, быть готовым к разным путям развития карьеры, и, во-вторых, помогают ориентироваться в новой непривычной среде. Но еще важна, конечно, и та среда, в которой учатся наши студенты. А это — талантливые однокурсники и сильный преподавательский состав.
Юрий Ландер, «Фундаментальная и компьютерная лингвистика»
Олимпиады сегодня превратились в альтернативный способ поступления, соответственно, охватывают всё большее число школьников. Важная особенность многих олимпиад — они оценивают скорее способность мыслить, нежели специальные знания. В результате наша программа оказалась доступной не только тем, кто заранее готовился стать лингвистом, но и ребятам с широким кругом интересов. Мы надеемся, что в новом наборе студентов будет проще учить мыслить именно по-лингвистически, потому что определенные задатки такого мышления у них уже есть.
Мне кажется, в программе ребят привлекает некоторая степень свободы в процессе обучения, возможность выбрать дисциплины по выбору. Кстати, лекции у нас читают не только лингвисты. В частности, мы очень рады, что в этом году среди преподавателей программы будут замечательный антрополог Андрей Мороз и известный специалист по формальной семантике Сергей Татевосов. Также мы расширили список языков, о которых могут получить представления наши студенты. Например, в этом году стартует семинар по чукотско-камчатским языкам, расширился курс по языку жестов (одно из наиболее бурно развивающихся областей лингвистики). Наши студенты активно участвуют в разнообразных проектах, как компьютерных (например, связанных с корпусной лингвистикой), так и фундаментальных, в том числе полевых. Крайне важно, что мы имеем возможность приглашать к ребятам видных исследователей, не работающих в Вышке — не только из России, но и из Америки и Европы. Мы также отправляем лучших студентов на стажировки в Финляндию, Францию, Швейцарию, Норвегию. В этом году мы установили связь с Университетом Болоньи в Италии и в скором времени собираемся отправить на стажировку первых «ласточек».
И еще мне кажется, что многих ребят привлекает романтика экспедиций, которые мы регулярно проводим для того, чтобы в полевых условиях исследовать диалекты и языки, как народов России, так и мира.
Антон Конушин, «Прикладная математика и информатика»
Сильных студентов (победителей и призеров всероссийской олимпиады и олимпиад 1-го уровня), на мой взгляд, привлекает система «пилотного потока», которая вводится с этого года. Система предполагает углубленное изучение всех обязательных профильных предметов первого курса и некоторых дисциплин второго года обучения. Победителей и призеров олимпиад 2-го уровня привлекает более высокий уровень льгот при поступлении, при том, что по сравнению с прошлым годом мы повысили требования. Также большой бонус программы в том, что она активно поддерживается компанией Яндекс.
Другие плюсы: ведение семинарских занятий и проектной работы специалистами-практиками ведущих компаний, большая доля проектной работы, актуальные курсы по востребованным разделам компьютерных наук. В этом году мы открываем ряд новых факультативов, например, вводный курс по биоинформатике. Вообще надо сказать, что наша программа очень молодая, ей всего год. Поэтому в ближайшие два года мы планируем создавать новые курсы специализаций для 3-4 года обучения, расширять тематику уже существующих дисциплин, формировать систему командных проектов для 3 курса и увеличивать число компаний-партнеров программы.
Конушин Антон Сергеевич
Доцент Департамента больших данных и информационного поиска
Ландер Юрий Александрович
Доцент Школы лингвистики
Паниди Ксения Андреевна
Доцент Департамента прикладной экономики
Вам также может быть интересно:
Высшая школа экономики представляет шесть направлений олимпиады «Я — профессионал»
«Я — профессионал» — олимпиада для студентов со всей страны, открывающая доступ к миру возможностей: бонусы при поступлении в магистратуру Вышки, стажировки в партнерских компаниях (Яндекс, ВТБ, Сбер, РЖД и другие), денежные призы. VIII сезон соревнований предлагает участникам более 70 разнообразных направлений для проверки знаний и навыков. Высшая школа экономики является вузом-организатором шести из них: «Экономика», «Социология», «Урбанистика», «Бизнес-информатика», «Журналистика» и «Дизайн».
Перед участниками Всероссийского кейс-чемпионата откроется новое окно возможностей
Всероссийский кейс-чемпионат школьников по экономике и предпринимательству, регистрация на который продолжается до 3 октября, проводится при поддержке Сбера. Всех, кто планирует принять в нем участие, в этом году приглашают также зарегистрироваться на Школьный акселератор Сбера. А участников Школьного акселератора ждут в составе команд Всероссийского кейс-чемпионата. Рассказываем, в чем заключается интеграция кейс-чемпионата и акселератора, какие преимущества она дает.
DANO: пять причин принять участие в Национальной олимпиаде по анализу данных
Стартовала регистрация на DANO — олимпиаду для всех, кому нравится аналитика, математика и информатика. Заявки принимаются до 2 октября. Заполнить регистрационную форму и узнать подробности можно на сайте. В прошлом году состязание объединило тысячи участников со всей России. Лучшие из них получили преференции при поступлении в ведущие вузы, а также возможность стажироваться в одной из крупнейших экосистем страны.
Студенты НИУ ВШЭ — среди лучших на Универсиаде по эконометрике
Студенты Высшей школы экономики приняли участие в международной Универсиаде по эконометрике, которую организует экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. В число победителей вошли третьекурсники Антон Самокиш (Международный институт экономики и финансов ВШЭ) и Владислав Мартишевич (факультет экономических наук ВШЭ), среди призеров — четверокурсники Никита Горевой (ФЭН) и Галина Писарева (нижегородская Вышка).
Командная олимпиада «Высшая проба» по программированию прошла в 45 городах
Состоялся основной этап командной олимпиады школьников «Высшая проба» по программированию. Его участниками стали 3038 учеников 6–10-х классов в составе 1154 команд из России и Беларуси. Имена победителей и призеров будут объявлены в середине мая. Партнер олимпиады — компания «Яндекс».
В Нижнем Новгороде определены победители НТО по двум профилям среди школьников и студентов
В Нижнем Новгороде названы победители и призеры Национальной технологической олимпиады (НТО) по профилям «Технологии компьютерного зрения и цифровые сервисы» и «Технологии дополненной реальности». Финал олимпиады проводился совместно с нижегородской Вышкой, Межвузовским ИТ-кампусом мирового уровня НЕЙМАРК и Иркутским государственным университетом (ИГУ). Участниками заключительного этапа стали 110 школьников и студентов со всей страны.
«Здесь хорошая обстановка»: в Вышке прошел финал турнира для школьников TESLA
В Вышке прошел очный финальный этап турнира TESLA — многопрофильного интеллектуального состязания для учеников 5–8-х классов. Школьники из разных городов России и стран ближнего зарубежья соревновались в пяти различных дисциплинах за право бесплатно участвовать в образовательной программе Летней школы факультета довузовской подготовки ВШЭ и возможность получить скидки на обучение на ФДП. В олимпиаде в этом году приняли участие свыше 3,7 тыс. человек, до финала дошли 718 школьников.
«Мы гордимся, что смогли сделать систему участия в соревнованиях удобной»
Михаил Густокашин, директор Центра студенческих олимпиад ФКН Вышки, работает на факультете компьютерных наук ВШЭ с самого его основания. За десять лет он подготовил к участию в соревнованиях сотни студентов, получил премию президента РФ за подготовку победителя Международной олимпиады по информатике. Как ФКН удается привлекать лучших в России абитуриентов и как действует система подготовки студентов к соревнованиям, он рассказал в интервью.
«Самые светлые умы»: в НИУ ВШЭ завершился конкурс «Высший пилотаж»
В этом году Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж» был проведен в девятый раз. На 25 направлений конкурса в общей сложности зарегистрировались 27 446 человек из 28 стран и 88 регионов России. Приняли участие в отборочном этапе 6243 школьника — на 22% больше, чем в прошлом году. Призерами заключительного этапа стали 295 человек, победителями — 147. Все они получат дополнительные баллы к результатам ЕГЭ при поступлении в НИУ ВШЭ на образовательные программы соответствующего профиля.
«Анализ данных используется во многих сферах далеко за пределами IT»
На заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экономике состоялась лекция экспертов Национальной олимпиады по анализу данных DANO. Представители методической комиссии и члены жюри ВсОШ обратили внимание учителей, сопровождающих школьников-олимпиадников, на востребованность навыка работы с информацией в различных сферах и рассказали, как помочь ученикам выстроить свой путь в этом направлении.