Современная психология: штабные учения на Алтае
Не так давно в живописном месте на Горном Алтае состоялось примечательное научное событие — первая Всероссийская психологическая школа, собравшая на пять дней ведущих отечественных психологов, студентов и молодых ученых из ГУ-ВШЭ, МГУ и вузов Сибирского региона. Рассказывает Алексей Улановский, организатор и президент школы, старший преподаватель факультета психологии ГУ-ВШЭ.
— Эта школа стала по-настоящему "прорывным" событием в жизни отечественного психологического сообщества. Никто не ожидал, что мероприятие, ориентированное в первую очередь на поддержку молодежного психологического движения и сообщества, получится настолько "взрослым" и по-научному зрелым. Достаточно сказать, что проблематика, поднятая на школе, уже стала темой первого в этом году заседания "Московского общепсихологического семинара", в котором принимают участие ведущие психологи страны.
— Что ж, заинтриговали. И какова же проблематика?
— Пожалуй, центральная тема, под знаком которой прошла школа — проблема ориентации, выбора и отношения к существующему множеству психологических концепций, подходов, направлений. Школа так и называлась: "Архитектоника психологии: плюрализм и единство". Оправдан ли, "нормален" ли и продуктивен ли плюрализм в психологии? Возможен ли и необходим ли единый взгляд на человека, сознание, личность, культуру? Возможна ли интеграция психологического знания и психологического сообщества? Эти вопросы не новы для психологии, но их обсуждение сегодня позволяет по-новому взглянуть на существующее положение дел, занять свою позицию, сформулировать какие-то новые идеи.
— А какие цели ставила перед собой школа?
— Главной социальной целью школы была консолидация психологического сообщества, в первую очередь, естественно, студенческого; установления более тесных связей между психологами Центральной и Восточной части России. Кстати сказать, именно этот замысел привлек Фонд "Оскфорд-Россия", который финансово поддержал наш проект, благодаря чему школа в таком составе и таком масштабе стала возможной. Благодаря этой поддержке мы смогли провести школу в потрясающе живописном месте — в комфортабельном пансионате на берегу алтайского горного озера Ая.
Эта школа продолжила традицию проведения психологических школ, заложенную одним из основателей отечественной психологии А.Н. Леонтьевым в 1960 годы. Сам Леонтьев рассматривал подобные школы как способ восполнения дефицита общения между различными поколениями психологов — студентами, молодыми учеными и маститыми профессорами. Школа позволяет в неформальной обстановке пообщаться с ведущими специалистами в своей области, познакомиться лично, задать напрямую какие-то вопросы, что-то обсудить, установить более тесные связи. А кроме того, это хороший и щадящий способ представить на суд коллег и отработать какие-то собственные идеи и исследования — причем, не только для студентов, но и для преподавателей, которые получают обычно для себя много обратной связи. Ведь школа предполагает более свободные и более подробные обсуждения и дискуссии, которых так часто не хватает на "стандартных" научных конференциях, лекциях и семинарах.
— А что входило в программу школы?
— Программа была достаточно разнообразной по жанру. Это и пленарные доклады приглашенных лекторов — известных и уважаемых ученых-психологов, которые рассказывали о наиболее злободневных и актуальных, по их мнению, проблемах современной психологии. Это студенческие доклады на секциях, в которых у ребят была возможность сделать презентацию собственного исследования и обсудить ее в кругу других студентов и профессоров. Наконец, это профессорские мастер-классы и студенческие мастерские, на которых у участников, причем, как студентов, так и профессоров, была возможность научиться чему-то новому: продуцированию инноваций и позиционированию, техникам супервизии-сопровождения, формам работы организационного психолога и так далее.
— А помимо основной программы?
— Кроме перечисленного, было много всего интересного: психологические тренинги, прогулки с профессорами, просмотр и психологический анализ кинофильмов, чайная церемония, песни под гитару, барабанные шоу, футбол "студенты против преподавателей", экскурсия по Горному Алтаю. Это был настоящий марафон — одно мероприятие за другим в режиме "нон-стоп". Главной проблемой для всех был хронический недосып, который, правда, компенсировался за счет позитивного настроя и потрясающей энергетики тех мест.
Среди наиболее запомнившегося, я бы назвал доклад лидера питерской школы психологии В.М. Аллахвердова о проблемах изучения сознания, доклад профессора Д.А. Леонтьева о современных исследованиях феномена мудрости, доклад заведующего кафедрой общей психологии МГУ Б.С. Братуся о становлении и развитии психологии как сообщества. Очень ярким и продуктивным получился диспут "Спор поколений: плюрализм или единство? Аллахвердов vs. Улановский, Барский, Лызлов", в котором мы оппонировали уважаемому профессору, а аудитория и эксперты из числа профессоров определяли, чья позиция им кажется более обоснованной. Яркими были доклады известного московского психолога и философа А.Н. Кричевца, профессора Ю.К. Стрелкова, известных томских профессоров Г.В. Залевского и В.Е. Клочко. Очень приятно, что на школу получилось приехать декану факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Ю.П. Зинченко, который провел симпозиум по злободневной проблеме психологии безопасности и терроризма, а также декану факультета психологии ТГУ Э.В. Галажинскому, который рассказал о перспективах изучения личностного потенциала человека и вообще курировал всю организацию школы.
— А в чем проявили себя студенты Вышки?
— Наш факультет на школе представляли студенты 2-го, 3-го и 4-го курса бакалавриата. Аня Талдыкина и Александр Елисеенко предложили и провели оригинальную авторскую мастерскую "Психология в бизнесе", которая получила лестные отклики от участников школы. Полина Шевцова сделала доклад на секции "Проблемы психологии мотивации". Вообще эта школа сильно подхлестнула студентов — и наших, и из регионов. Доходит информация, что студенты наседают на свои факультеты с различными инициативами. Наши студенты загорелись идеей проведения собственной Психологической школы ГУ-ВШЭ, что уже вызвало одобрение со стороны руководства факультета.
— Значит, будет продолжение?
— Конечно, проведение такого мероприятия, требующего много сил, средств и заинтересованности — вопрос совпадения многих обстоятельств. Но уже сидя в самолете, на обратном пути в Москву, мы задумались о возможности регулярного проведения таких школ — к примеру, раз в два года. Так что, кто знает…
Сергей Сергеев, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике
С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).
Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»
Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.
Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей
В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.
Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР
24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.
«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки
Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.
В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ
Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.
«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»
Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.
«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства
Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.
«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа
Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.
Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»
В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.