• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.

В первый день участники могли узнать, откуда берется генетическое разнообразие, как большие языковые модели применяются в геномике и как такие модели создаются в биоинформатике. Во второй день школы спикеры рассказывали о биоинформатике в ДНК-тестированиях и о том, как она помогает выявлять заболевания, а также о вычислительных предсказаниях эффектов мутаций. В завершающий день поговорили о генеративных моделях в белковом дизайне и использовании белковой языковой модели для поиска B-клеточных эпитопов.

Спикерами выступили преподаватели и исследователи Международной лаборатории биоинформатики и Международной лаборатории статистической и вычислительной геномики ФКН ВШЭ, представители факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ, а также МФТИ, AIRI, Genotek.

Слушатели и спикеры поделились впечатлениями от участия в летней школе и рассказали о своей сфере интересов в биоинформатике.

Мария Попцова, главный организатор школы, заведующая Международной лабораторией биоинформатики ФКН, академический руководитель магистратуры «Анализ данных в биологии и медицине»

— Эволюция архитектур нейросетевого глубинного обучения идет стремительными темпами. Речь о больших языковых и генеративных диффузионных моделях. В таком же темпе, с небольшим запозданием, происходит адаптация этих моделей к задачам биоинформатики.

На школе у нас получилось показать развитие двух направлений: применения больших языковых моделей к анализу геномов и белков, а также использования генеративных диффузионных моделей к генерации белковых минибайндеров — нового поколения лекарств.

Также мы гордимся тем, что в качестве лекторов удалось привлечь ведущих специалистов области.

Александр Ракитько, директор по науке Genotek

— Я уже не в первый раз участвую в летней школе по ML в биоинформатике, поэтому заранее был уверен, что все сложится. Быстро удалось наладить контакт с участниками, и почти сразу лекция превратилась в дискуссию. Время пролетело незаметно. Слушателям было интересно узнать о современных ДНК-тестах. Помимо лекции прошли и практические занятия. Удивлен, но некоторые ребята продолжили работать и делиться результатами уже после их завершения.

В мире больших данных легко оторваться от реальности и затеряться среди бесконечных нулей и единиц. Мне хотелось показать, что при определенных навыках и усердии можно достичь переднего края науки и решать задачи, которые важны и полезны людям.

Порадовала разнопрофильность участников школы: биологи с медиками, программисты, были и ребята, достигшие успехов в биоинформатике. Это важно, ведь, кроме сильного состава преподавателей и интересных лекций, весьма ценны знакомства и совместная работа с другими участниками. В такой среде рождаются стартапы и многолетние коллаборации.

Я бы хотел пожелать участникам школы использовать полученные знания как ориентир для выбора будущей профессии. Конечно, не все из них станут биоинформатиками. Но надеюсь, многие будут вспоминать школу как хороший и полезный опыт.

Дмитрий Пензар, преподаватель факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ, научный сотрудник AIRI

— Я занимаюсь машинным обучением в регуляторной геномике уже семь лет и на летней школе хотел погрузить участников в эту область. Перспективы у сферы огромные — без успехов в ней о доступной персонализированной медицине можно забыть. При этом из-за ИИ-хайпа и не до конца честных статей невозможно самостоятельно понять, какие задачи в области решены.

Если коротко — нормально решенных задач нет. Особенно если ставить планки вида AlphaFold2. Любые разумные требования геномными моделями выполняются плохо. Но отсутствие решения — это не плохо, а, наоборот, хорошо, ведь есть возможность быть именно тем, кто это решение найдет.

На лекции мы обсудили, как нам могут помочь ДНК-языковые модели, одноклеточные данные, персонифицированные геномы и то, на чем я фокусировался в ходе докторантуры, — массовые параллельные эксперименты с репортерами. Также на примере архитектуры LegNet от нашей лаборатории мы обсудили, каким деталям стоит уделять внимание при решении биологических задач.

Любая область науки требует уважения к себе. Ошибка многих специалистов по машинному обучению, приходящих в ML в биологии, — наплевательское отношение к биологии. Ошибка биологов — восприятие машинного обучения как готового инструмента, который надо взять наугад из чьей-то статьи и запустить, не пытаясь разобраться.

Если хочется делать хорошую работу в нашей области, надо быть внимательным и к биологическим, и к ML-мелочам.

Дмитрий Умеренков, AIRI

— Приятно пообщаться с таким количеством молодых и увлеченных студентов. Огромное спасибо организаторам за предоставленную возможность.

В дополнение к нашей лекции мы подготовили практическое задание для участников, предложили им оценить качество двух реальных вакцин от COVID-19, чтобы наглядно продемонстрировать важность и ответственность задач, стоящих сегодня перед биоинформатиками.

Желаю участникам активнее вовлекаться в проекты, которые их действительно интересуют.

Марк Мирный, студент 4-го курса бакалавриата Института биологии и биотехнологии ВятГУ

— Было интересно поучаствовать в летней школе. Мне как «мокрому» биологу (ученый, работающий в лаборатории с реактивами. — Ред.) многое было непонятно, но ведущие секций отвечали на все интересующие вопросы. Эта школа — отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала. Надеюсь, смогу принять участие в следующем году.

Александра Кривицкая, младший научный сотрудник группы молекулярного моделирования федерального исследовательского центра «Фундаментальные основы биотехнологии» РАН

— Я считаю, что эта школа полезна как начинающим специалистам, так и состоявшимся специалистам из других областей. Первые получают необходимые вводные материалы для дальнейшей работы, вторые — информацию, чтобы иметь представление о развитии смежной области знаний. Для меня школа оказалась очень полезной. Большое спасибо за организацию такого мероприятия!

Евгений Бойко, студент 2-го курса ОП «Программная инженерия» ФКН

— Биоинформатика мне интересна как сочетание ML-технологий с генетикой, которое еще и имеет прикладной характер.

Больше всего мне понравился последний день школы, так как спикеры не только хорошо провели лекции, но и дали попрактиковаться. Интересная практическая часть была у Александра Ракитько: там и покодить дали возможность, и поработать с биологическими базами.

В будущем хотелось бы, чтобы на школе организовали больше разной практики. Мне кажется, это еще сильнее вовлекло бы слушателей в процесс.

Вам также может быть интересно:

ЛИФШ — 2025: «Удивительно, сколько встретилось хороших людей, сколько знаний мы получили»

В августе в учебном центре ВШЭ «Вороново» состоялась юбилейная, десятая Летняя историко-филологическая школа для старшеклассников, организованная факультетом гуманитарных наук Вышки. ЛИФШ — это интенсивные лекционные занятия с ведущими преподавателями Высшей школы экономики и приглашенными экспертами, уникальные семинары с выпускниками и магистрантами, а главное — неповторимая атмосфера творчества и взаимопонимания. Яркие детали смены и рассказы участников — в материале.

На Международной летней школе в КНР Вышка поделилась опытом изучения городских стратегий

На фоне усиления глобальной геополитической и технологической конкуренции ведущие китайские вузы Чжэцзянский университет международных исследований и Пекинский университет организовали совместную Международную летнюю школу. Центральной ее темой стало изучение глобальных региональных и городских стратегий развития. Факультет городского и регионального развития НИУ ВШЭ принял участие в работе школы.

Ученые ВШЭ оптимизировали обучение генеративных потоковых нейросетей

Исследователи факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ улучшили метод обучения генеративных потоковых нейросетей для работы с неструктурированными задачами. Это поможет искать новые лекарства эффективнее. Результаты работы были представлены на одной из ведущих конференций по машинному обучению — ICLR 2025. Текст работы доступен в репозитории Arxiv.org.

ВШБ ВШЭ и Альфа-Банк провели летнюю школу для студентов из Китая

Международная летняя школа «Управление цифровым продуктом», образовательный проект Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ и Альфа-Банка, собрала свыше 30 студентов из ведущих университетов Китая.

Студенты и аспиранты НИУ ВШЭ приняли участие в Международной летней школе Пекинского университета

В июле в Пекинском университете проходила ежегодная летняя школа по квантовой молекулярной динамике, которая в этом года перешла на международный уровень. Ее первыми иностранными гостями стали студенты и аспиранты МИЭМ НИУ ВШЭ. У них была обширная образовательная программа, им также удалось посетить лабораторию оптоэлектронных материалов и энергетических приборов.

«Идеи студентов подчеркивают вопросы, ключевые для дальнейшего развития города»

Завершилась первая международная совместная летняя школа Высшей школы урбанистики ФГРР НИУ ВШЭ и Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина (БрГУ), организованная на его базе. Программа была посвящена изучению буферных зон железных дорог, опоясывающих центр города. В работе школы приняли участие студенты ОП «Городское планирование» Высшей школы урбанистики, а также студенты БрГУ и Брестского государственного технического университета.

Летняя школа — 2025: успешный старт новых возможностей для педагогов

Летняя школа — масштабное мероприятие в формате онлайн-курсов для повышения квалификации сотрудников школ Университетского образовательного округа НИУ ВШЭ. В этом году образовательный марафон проходил с 2 по 22 июня и охватил 687 слушателей из 25 регионов России — от Калининграда до Камчатки.

Летние креативные школы НИУ ВШЭ: творчество, природа и английский язык

В июне Детская школа дизайна и онлайн-школа УНИК+ НИУ ВШЭ провели две первые выездные смены детских креативных школ. Образовательные программы были ориентированы на детей в возрасте от 9 до 15 лет и проходили в формате иммерсивного обучения: школьные предметы сочетались с творческими направлениями — искусством, дизайном, театром — и иностранным языком. Результатом стали не только новые знания и навыки, но и реальные проекты, созданные самими участниками.

«Как я проведу этим летом»: школы для одаренных «Расти с Вышкой» открывают набор

НИУ ВШЭ приглашает учащихся 8–11-х классов провести каникулы с пользой в сообществе единомышленников, увлеченных экономикой, лингвистикой, предпринимательством, филологией или правом. Уже в апреле можно подать заявки в пять предметных школ: Экономическую школу ФЭН — «Вороново», Летнюю многопрофильную школу «Грани предпринимательства», Летнюю лингвистическую школу, Летнюю правовую школу, Летнюю историко-филологическую школу.

Вышка и «Авито» запускают магистратуру по машинному обучению в цифровом продукте

Факультет компьютерных наук ВШЭ совместно с российской ИТ-компанией «Авито» объявляет о запуске новой магистерской программы по машинному обучению (ML) в цифровом продукте. Программа направлена на подготовку специалистов, которые смогут применять передовые технологии машинного обучения для решения реальных бизнес-задач и создания продуктов, используемых миллионами пользователей. Всего пройти обучение в первой волне смогут 35 человек, обучение 30 из них целиком профинансирует «Авито».