Новая магистерская программа ВШЭ даст гуманитариям цифровые инструменты
В этом году в НИУ ВШЭ пройдет первый набор на магистерскую программу «Цифровые методы в гуманитарных науках». Руководитель программы Даниил Скоринкин рассказывает, как цифровые методы расширяют возможности исследователей, чему будут учить студентов и почему на программе ждут как гуманитариев, так и технарей.
Что такое Digital Humanities
Если вы уже знаете, что такое Digital Humanities, и вам интересно, как будет устроена программа, можете сразу перейти к соответствующей главе.
Digital Humanities — это применение цифровых методов в гуманитарных науках, например, в филологии, истории или искусствоведении. Первые опыты компьютерного анализа культурных объектов относятся еще к середине XX века. Но именно в последние 10-15 лет Digital Humanities стали большой и популярной темой в академических кругах на Западе. В России о Digital Humanities всерьез заговорили в последние 2-3 года, в том числе благодаря усилиям Центра цифровых гуманитарных исследований НИУ ВШЭ. Оказалось, что цифровые технологии, анализ данных могут дать что-то новое не только физикам, химикам, биологам, инженерам, экономистам и социологам, но и тем, кто изучает тонкие культурные материи.
Первой из гуманитарных наук «оцифровалась» лингвистика (впрочем, не все лингвисты согласны считать свою науку гуманитарной, и у них есть весомые аргументы). Лингвисты еще в 1950-60-е годы стали использовать то, что мы сейчас называем информационными технологиями. И уже тогда прогрессивные литературоведы вроде Юрия Михайловича Лотмана говорили, что нужно учиться у лингвистов делать цифровые исследования текстов. Параллельно в 1960-70-е годы активно развивалась историческая информатика — сегодня это уже вполне сложившаяся область со своими традициями. В России она представлена очень мощной ассоциацией «История и компьютер».
Сейчас Digital Humanities касаются всех гуманитарных наук, где-то больше, где-то меньше. Но базовые техники работы с культурными объектами часто похожи: например, подсчет частотностей определенного слова или конструкции в большом массиве текстов может производить и филолог, и культуролог, и историк. Всем троим понадобятся примерно одинаковые инструменты и одинаковые знания из области статистики, корпусной лингвистики и т.д.
Пример из литературоведения
Пример из истории
Конечно, история или различные исследования культуры не завязаны только на тексты — в область обработки изображений цифровые гуманитарии тоже совершают вылазки. Например, компьютерными методами сравнивают стили рисовки в комиксах или оценивают визуальную сложность импрессионизма и авангарда.
Сверхзадачи и амбиции
Digital Humanities — это попытка перевода ощущений в объективную реальность. У биологов есть классификация Линнея и теория Дарвина, у химиков есть таблица Менделеева. А у филологов или историков до сих пор нет общих теорий с предсказательной силой. Возможно, цифровой анализ больших культурных массивов поможет создать эту теорию. По крайней мере у цифровых гуманитариев есть такие амбиции.
В гуманитарных науках и раньше были попытки придумать обобщающие теории. Но многие из таких исследований упирались в то, что у людей не было инструментов, которые позволили бы им проанализировать большие объемы материала, не потратив на это целую жизнь. А сейчас у нас как раз появились такие инструменты, которые позволяют нам подниматься на высоту птичьего полета и что-то осознавать про большие культурные массивы в целом.
Еще не стоит забывать про такую неяркую, но очень важную историю, как оцифровка и сохранение культурного наследия. Мы любим говорить, что все вокруг цифровое, но это на самом деле несколько радужная картинка. Далеко не все, а что есть — не всегда доступно, и уж точно не в один клик. Мы по мере сил будем стараться это изменить с помощью разных проектов по оцифровке и digital preservation.
В чем отличие от других магистерских программ, касающихся анализа данных
В ориентации на гуманитарное знание и задачи гуманитарных наук. Гуманитарий, который выпускается сегодня из бакалавриата, может чувствовать себя немного «без рук» в цифровом мире. Он многое понимает про сложные культурные явления — но ему часто трудно работать с данными, получать и обрабатывать количественные параметры, производить статистическую проверку гипотез. Всему этому мы готовы учить с нуля.
Мы делаем магистратуру не для тех, кому интересно заниматься машинным переводом, корпусными исследованиями языка или текстовой аналитикой для бизнеса. Наши «клиенты» — те, кому хочется понять что-то про поэтику Пушкина, Льва Толстого или, скажем, русской драматургии с помощью новых инструментов.
Каких абитуриентов ждут на программе
Наш опыт показывает, что около 60%-70% спроса на образование в сфере Digital Humanities исходит от гуманитариев. Поэтому в первую очередь мы ждем студентов, которые закончили гуманитарные специальности и которые хотят немного «прокачать» техническую сторону, получить новые инструменты для своих исследований.
Но остальные 30%-40% интересующихся — это люди из социальных наук, представители естественнонаучных специальностей, математики, программисты. Им мы, конечно, тоже очень рады. Одна из наших миссий — подружить технарей с гуманитариями. В таких творческих союзах иногда рождаются совершенно невообразимые вещи.
Как будет устроена программа
Digital Humanities — сфера проектноориентированная, и значительная часть обучения будет построена вокруг проектно-исследовательского семинара. Студенты будут объединяться в команды, мини-стартапы по 3-4 человека, сбалансированные по разным навыкам — кто-то лучше программирует, кто-то лучше понимает про гуманитарные объекты. Дальше эти команды под руководством ментора будут делать проект.
Это может быть корпус художественных или исторических текстов со специальным гуманитарно-ориентированным поисковым интерфейсом, электронный словарь, коллекция изображений, которую можно исследовать цифровыми средствами, и многое другое.
Какие курсы будут в программе
Большой курс по Digital Humanities. Мы будем рассказывать про разные методы и инструменты, которые применяются для цифровых гуманитарных исследований. Сюда входят определение авторства и компьютерный анализ стиля (стилеметрия), корпусные методы, сетевой анализ и его приложения в исторических, филологических, культурных исследованиях, электронная картография, машиночитаемая разметка текста, работа с открытыми данными и многое другое. Важная часть этого курса — показать, что сейчас много всего можно сделать, не умея программировать, а только пользуясь уже готовыми сервисами с кнопочками и визуальным интерфейсом.
Но, разумеется, курс программирования у нас тоже будет. Мы ориентируемся на опыт программы по компьютерной лингвистике, где людей за два года обучают вполне сносно программировать. Они потом идут в ИТ-компании разработчиками и чувствуют себя неплохо. При поступлении уметь программировать не требуется.
Математика. Будет адаптационный курс по математике для тех, кому нужно освежить школьные знания, а после этого будет курс по математическим основам анализа данных. Там будут теория вероятности, линейная алгебра, основы матанализа, элементы матстатистики. Эти вещи нужны человеку, если он хочет как минимум понимать, что пишут в статьях, где применяются количественные методы, не пугаться формул, а в перспективе и применять все это.
Введение в науку о данных. Здесь студенты освоят и научатся применять на практике современные инструменты статистики, количественного анализа и визуализации данных.
Эволюция гуманитарного знания. Это курс о том, как было устроено гуманитарное знание раньше и как оно трансформируется сейчас, какие объекты исследований были у гуманитариев всегда — а какие появились только с наступлением цифровой эпохи. А еще — о попытках гуманитарных наук систематизировать, формализовать и найти общие законы развития искусства и культуры.
Курс веб-девелопмента. Студенческий научный проект выглядит в 10 раз весомее, если существует в виде веб-приложения. Курс веб-девелопмента позволяет научиться основам веб-разработки. Вряд ли наши студенты станут профессиональными разработчиками, но разговаривать с ними на одном языке, руководить командами в качестве проектного менеджера смогут.
Где работать выпускникам
Во-первых, сейчас переживают бурный рост академические Digital Humanities. Открываются не только магистратуры, но и аспирантские программы, создаются научные центры вроде нашего Центра цифровых гуманитарных исследований, международные научные рассылки пестрят объявлениями о новых позициях для PhD и постдоков. Во-вторых, у выпускников будут выходы за пределы академии. Это и edutainment, и новые образовательные технологии, и популяризация гуманитарного знания. Коммерческие компании сегодня проявляют много интереса к вещам на стыке «цифры» и культуры.
Пример — проект «Живые страницы», в котором Вышка участвует вместе с компанией Samsung. Это мобильное приложение и сайт для интерактивного геймифицированного чтения классики — сейчас в нем 12 русскоязычных романов и один на английском языке. Оно позволяет читать классические романы в инновационном формате: ты можешь посмотреть на них в виде таймлайна, в виде географической карты с привязкой разных мест, можешь поиграть в игру, которая расскажет тебе про слова, которых ты не знал, про понятия, явления соответствующей эпохи, покажет тебе социальные связи персонажей романа. «Цифровые гуманитарии», которые обитают в Вышке, готовили тексты и данные для этого приложения.
Сегодня очень много разных инициатив, связанных с цифровым представлением культуры, они есть и в коммерческих компаниях, и в библиотеках, и в музеях. Яндекс вместе с командой Михаила Зыгаря запустил «Карту истории», а вместе с Политехом — проект «Большой Музей». ABBYY и Государственный музей Л.Н. Толстого организовали замечательный проект «Весь Толстой в один клик» по оцифровке полного собрания сочинений писателя. Сегодня та же ABBYY занимается оцифровкой афиш Большого театра. Google сделал проект «Чехов жив». Так что выходов из академической «башни из слоновой кости» в мир — много.
Если вы заинтересовались темой Digital Humanities, рекомендуем посмотреть:
Центр цифровых гуманитарных исследований ВШЭ, где собрано большое количество разнообразных проектов
Лекция Даниила Скоринкина «Cетевой анализ художественной литературы»
На программе предусмотрено 18 бюджетных мест, есть и платные места. Также программа ждет иностранных абитуриентов. С траекторией поступления на программу можно ознакомиться здесь (одна из возможностей поступления — через олимпиаду НИУ ВШЭ для студентов и выпускников, регистрация на нее идет до 4 марта).
Иконки: flaticon.com/ wanicon, Freepik, Prosymbols
Скоринкин Даниил Андреевич
Преподаватель Школы лингвистики
Вам также может быть интересно:
В Музее Набокова открылась выставка картин, созданных нейросетью в соавторстве с учеными ВШЭ
В Музее Владимира Набокова в Санкт-Петербурге открылась выставка Nabokov Clip Art. В экспозиции представлены визуализированные с помощью нейросети CLIP от OpenAI цитаты из произведений писателя. Авторами концепции выступили доцент школы лингвистики московской Вышки, исследователь Центра цифровых гуманитарных исследований НИУ ВШЭ Борис Орехов и лингвист, эксперт по творчеству Набокова Любовь Каракуц-Бородина.
Абитуриентов привлекает цифра
Лучшие вузы России отмечают рост среднего балла абитуриентов и неослабевающий спрос на направления, связанные с информационными технологиями и цифровизацией экономики. Об этом шла речь на пресс-конференции, посвященной итогам приема в вузы, которая состоялась 16 августа в пресс-центре «Известий».
5 главных фактов об итогах приема в бакалавриат
Вышка завершает прием на бакалаврские программы. Уже определены все зачисленные на бюджетные места, но еще продолжается заключение платных договоров. Основные итоги приемной кампании 2019 года подводит проректор ВШЭ Вячеслав Башев.
Пять магистерских программ для будущих ученых, на которые можно поступить прямо сейчас
В Вышке существует множество магистерских программ на любой вкус. Некоторые из них более практикоориентированные, как «Транспортное планирование», другие — творческие, как, например, «Мода», а есть те, которые открывают студентам возможности для академической карьеры и будущего в науке. Рассказываем о пяти программах, документы на которые еще можно успеть подать до 31 июля. Подача документов для иностранных граждан возможна до 20 августа.
«В Вышку пришли более 1000 победителей и призеров олимпиад школьников»
До окончания приема документов в бакалавриат Высшей школы экономики остается десять дней. О ходе приемной кампании рассказал новостной службе портала проректор Вячеслав Башев.
«Наши студенты участвуют в реальных городских исследованиях и проектах»
В новом учебном году магистерская программа «Управление пространственным развитием городов» предлагает студентам новые форматы обучения, дисциплины и проекты. Подробнее о них рассказывает академический руководитель программы Руслан Гончаров.
Открыта регистрация на программу второго диплома по праву Лондонского университета в ВШЭ
Абитуриенты, поступающие на бакалаврские программы «Юриспруденция» и «Юриспруденция: частное право», могут одновременно выбрать лондонскую программу как дополнительную опцию к своей основной подготовке. Программа второго диплома открыта также для внешних студентов и работающих специалистов.
Начинается заключение договоров для абитуриентов бакалавриата
1 июля в Вышке начинается заключение договоров на большинство программ бакалавриата (специалитета). Напоминаем, что такое критерии заключения договоров, каковы сроки для разных программ и почему стоит заключить договор, даже если вы рассчитываете попасть на бюджетное место.
«Научим студентов критиковать друг друга самыми изощренными способами»
Школа дизайна ВШЭ во второй раз ведет набор на бакалаврскую программу «Современное искусство». Одной из главных дисциплин учебного плана является арт-критика. В новом учебном году студенты смогут изучать ее под руководством главного редактора The Art Newspaper Russia Милены Орловой.
«В Вышке главный человек — студент»
20 июня в Вышке стартовала приемная кампания. Мы поговорили с первым подавшим документы абитуриентом. Им стал 17-летний московский школьник Фома Шипилов. Среди его достижений — красный аттестат, второй взрослый разряд по биатлону, а главное, победа на четырех олимпиадах, что позволило ему поступать в ВШЭ без вступительных испытаний.