Инфраструктурный акцент
Объявлены результаты конкурса Минобрнауки России по поддержке развития инновационной инфраструктуры вузов. Один из победителей — Высшая школа экономики. О программе, представленной на конкурс, рассказывает директор по инновациям и развитию предпринимательства ГУ-ВШЭ Алексей Новосельцев.
— Алексей Владимирович, что предопределило участие Высшей школы экономики в этом конкурсе?
— Это один из трех крупных конкурсов, которые Минобрнауки России провело этим летом по стимулированию инновационной деятельности ведущих университетов. Речь идет о выделении средств одновременно по нескольким направлениям: субсидирование компаний, привлекающих вузы к участию в разработке новых продуктов; создание современных научных лабораторий под руководством передовых ученых и развитие университетских систем коммерциализации результатов исследований. В общей сложности на 2010–2012 годы для этого выделено 90 миллиардов рублей — ощутимые деньги для вузовского сектора. Причем в данном случае государство поддерживает лидеров и рассчитывает на формирование пула университетов, образующих фундамент национальной инновационной системы.
Участие Высшей школы экономики в этих конкурсах — это, прежде всего, проявление нашей активной позиции в построении новой системы отношений науки и бизнеса. Причем это не просто слова: Вышка уже сейчас играет заметную роль в инновационной сфере. Я имею в виду, например, работы по научно-технологическому прогнозированию, мониторинги науки и инноваций, исследования предприятий и рынков, работы в области менеджмента инноваций. ГУ-ВШЭ де-факто становится методическим центром национальной системы прогнозирования, выстраиваемой сейчас на базе ведущих отраслевых вузов. Практическая ценность этих работ — появление долгосрочных ориентиров для планирования корпоративных инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) и государственных программ финансирования исследований, модернизация систем управления НИОКР. Другой пример из области ИКТ и компьютерных технологий. Крупнейшие ИТ-компании применяют в своих продуктах наши разработки по математическому моделированию, когнитологии, криптографированию, семантическому анализу, интеллектуальным системам поддержки принятия решений и так далее. Добавлю, что Вышка входит в число ведущих проектировщиков информационных систем, внедряемых в рамках «электронного правительства».
Отдельно стоит сказать о развитии инновационного предпринимательства. Мы исходим из того, что инновации — это в первую очередь люди, способные рисковать, увлекать своими идеями консерваторов (в лице инвесторов и потребителей) и добиваться успеха в условиях почти полной неопределенности. Выявление таких людей, передача им компетенций и навыков по управлению инновационным бизнесом или корпоративными R&D проектами, содействие их инициативам — зона профессиональных интересов ГУ-ВШЭ как социально-экономического университета. В этой сфере у нас накоплен существенный опыт: исследования предпринимательства, уникальные образовательные программы, в частности по технологическому предпринимательству, маркетингу инноваций, организации инновационного бизнеса и другие; разнообразные практические семинары и мастер-классы. Бизнес-инкубатор HSE{Inc} является пионером в развитии студенческого предпринимательства. В его мероприятиях ежегодно участвуют сотни студентов, заинтересованных в открытии своего бизнеса, кстати, не только из Вышки. Конкурсы бизнес-планов ГУ-ВШЭ собирают десятки студенческих бизнес-проектов. Некоторые команды затем выступают перед потенциальными инвесторами на международных конкурсах, таких как IBTEC (The Intel Berkeley Technology Entrepreneurship Challenge) и Mass Challenge (MIT). Подобная активность развивается и на базе филиалов Вышки в Нижнем Новгороде и Перми.
Так что, подавая заявку в Минобрнауки, мы рассчитывали получить дополнительные возможности для инновационной деятельности Высшей школы экономики. И я рад, что наши ожидания оправдались.
Всего на этот конкурс свои программы представили 199 вузов. Победителями стали 56 из них. Отбор проходил на основе рейтинговых оценок. По числу набранных баллов мы заняли 12 место, что, на мой взгляд, очень высокий результат, учитывая социально-экономический профиль Вышки. В тройке лидеров МГУ, МГТУ и Томский политехнический университет, впереди нас также МИЭТ, МФТИ, МЭИ и некоторые другие вузы. Примечательно, что Вышка в очередной раз стала единственным гуманитарным вузом, который продемонстрировал достаточный потенциал в этой «технологической» сфере. Это значит, что эксперты, оценивавшие наши предложения, увидели в них конструктивные идеи и нашли их обоснованными.
— Какие предложения были в заявке Высшей школы экономики?
— В представленной программе заявлены три цели: усиление взаимосвязи прикладных исследований ГУ-ВШЭ с запросами рынка, поддержка инновационного предпринимательства и обеспечение вклада университета в инновационную систему России.
Достижение первой цели подразумевает выстраивание системы мониторинга рынков интеллектуальных продуктов и услуг ГУ-ВШЭ, расширение взаимодействия с потенциальными заказчиками этих продуктов и услуг, в том числе через участие в профильных технологических платформах, и совершенствование системы управления интеллектуальной собственностью в университете.
Поддержка инновационного предпринимательства включает внедрение механизмов стимулирования инновационной активности студентов, выпускников и сотрудников Вышки, создание системы консультационного и методического сопровождения малых инновационных предприятий, дальнейшее развитие студенческого предпринимательства. Здесь же планируется расширение собственно инновационной инфраструктуры — помимо Бизнес-инкубатора HSE{Inc} в Москве будут созданы бизнес-инкубатор Пермского филиала университета и Центры предпринимательства на базе филиалов в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге.
Третья цель — обеспечение вклада университета в инновационную систему России — рассматривается через выполнение трех задач. Во-первых, научно-методическое обеспечение национальной системы долгосрочного прогнозирования научно-технологического развития. Во-вторых, подготовка кадров для инновационных проектов и содействие развитию кадрового потенциала в инновационной сфере. В-третьих, распространение лучших инновационных практик в вузовской и предпринимательской среде.
Режим финансирования программы позволяет нам реализовать довольно много интересных идей. Например, материально поддержать студентов старших курсов, решивших организовать свой бизнес, на наиболее критичной стадии разработки продукта или услуги — при переходе от идеи к первым продажам. Это даст возможность начинающим предпринимателям отложить поиск других видов заработка непосредственно по окончании университета, а также отчасти снизить стартовые риски своего бизнес-проекта.
Еще один новый механизм — привлечение заинтересованных профессоров и исследователей к участию в организации инновационных проектов за счет средств программы. Мы рассчитываем, что это поможет запустить систему наставничества (менторства) для малых инновационных предприятий и облегчит процесс передачи знаний при разработке тиражируемых продуктов, создаваемых на основе научных разработок.
Я привел лишь два примера, хотя в программе их значительно больше, включая создание инструментов продвижения интеллектуальных продуктов Вышки, разработку новых образовательных программ, зарубежные стажировки сотрудников, приглашение российских и иностранных консультантов для развития инновационной деятельности университета и многое другое.
Когда готовилась программа, мы получили подтверждение о заинтересованности в совместной работе от ведущих вузов мира, таких как университеты Стэнфорда, Аризоны, Северной Каролины, Техаса, Национального университета Сингапура, а также от целого ряда международных организаций по поддержке инноваций и предпринимательства. Уверен, теперь у нас будет больше возможностей для сотрудничества с ними.
Важный аспект программы — кооперация ГУ-ВШЭ с российскими техническими и естественнонаучными университетами и научными центрами. Она будет развиваться по нескольким направлениям: создание центров научно-технической информации, формирование профильных технологических платформ, интеграция с корпоративным сектором, коммерциализация технологий и организация малых инновационных предприятий, совместная подготовка кадров и междисциплинарных проектных коллективов. Основная идея — получение эффектов от объединения ключевых компетенций вузов-партнеров. С несколькими университетами такие договоренности уже достигнуты, и я уверен, число партнеров будет расти.
— Реализация этой программы, естественно, тесно связана с научными разработками, которые ведутся в Вышке. А как это будет связано с учебным процессом?
— В целом, программа предполагает, что Вышка продолжит развивать уже работающие модели «обучения на практике» — базовые кафедры, проектно-учебные лаборатории, семинары-практикумы, стажировки старшекурсников на предприятиях. При этом, как я уже упомянул, предусмотрена разработка новых образовательных программ и курсов по инновационной тематике. Например, будет создан межфакультетский междисциплинарный модуль курсов по выбору «Теория и практика предпринимательства». Эти курсы будут включаться в учебные планы факультетов Высшей школы экономики. На уровне магистерских программ будет внедрена тема «Технологическое предпринимательство и инновации в сфере высоких технологий» и специальные курсы по организации инновационной деятельности вузов в рамках программы «Управление в высшем образовании». В блоке дополнительного профессионального образования будут создаваться новые программы в области лидерства, выявления предпринимательских возможностей, менеджмента и маркетинга инноваций и других специфических компетенций, необходимых для управления инновационным циклом и ведения высокотехнологичного бизнеса.
Естественно, что вовлечение студентов и профессоров в практическую инновационную активность, в том числе, в рамках прикладных исследований в интересах бизнеса тоже будет способствовать росту качества образовательных программ и конкурентоспособности выпускников Вышки.
— На какой срок рассчитана реализация этой программы?
— Сама программа рассчитана на три года, с 2010 по 2012, но горизонт оценки установлен и на последующие пять лет. Поэтому мы рассчитывали ожидаемые результаты и эффекты от реализации программы на период до 2017 года.
— По каким критериям Министерство образования и науки будет оценивать эффективность реализации программы?
— Министерство установило единые целевые индикаторы для всех вузов-участников конкурса. В них акцент делается на развитие прикладных исследований, участие вуза в создании малых инновационных предприятий и подготовку кадров для инновационной сферы.
В дополнение каждый вуз предлагал свои собственные критерии. В нашем случае это параметры объемов и качества поддержки формально независимых малых инновационных предприятий. Инфраструктурные возможности ГУ-ВШЭ по развитию бизнеса будет открыты для внешних партнеров — вузов технического и естественнонаучного профиля, венчурных компаний, работающих на ранних стадиях, профессиональных венчурных инвесторов. Поэтому нашу эффективность необходимо оценивать и по числу независимых инновационных компаний, которым мы оказываем поддержку. Например, в 2012 году мы должны иметь не менее 25 таких соглашений.
В то же время компании с участием нашего университета будут создаваться преимущественно в приоритетных областях научных исследований (экономика, менеджмент, социология, государственное и муниципальное управление).
В итоге инновационный пояс Вышки будет состоять из двух типов предприятий — группы сервисных компаний, созданных при участии университета (аналитических, консультационных, информационно-технологических), и независимых технологических компаний, в том числе образованных при участии вузов-партнеров.
— Как стыкуется эта программа с Программой развития ВШЭ как национального исследовательского университета?
— Базовые идеи, использованные для разработки этой программы, были заложены в Программе развития НИУ-ВШЭ. Сейчас мы, по сути, их дополнили и конкретизировали с учетом появления дополнительных ресурсов. Более того, управление Программой развития инновационной инфраструктуры будет интегрировано в систему управления Программой развития НИУ-ВШЭ. Таким образом, можно говорить об их синхронизации — как по составу мероприятий, так и по срокам реализации.
Андрей Щербаков, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
ИСИЭЗ НИУ ВШЭ представил первые результаты проекта «Будущее науки»
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ впервые определил направления развития сектора исследований и разработок и его возможной трансформации под влиянием мегатрендов. Промежуточные результаты масштабного проекта «Будущее науки» были представлены в день открытия Международного научного симпозиума «Форсайт и научно-техническая и инновационная политика», проводимого в составе XIV Ясинской (Апрельской) конференции НИУ ВШЭ 13 и 14 апреля 2023 г.
Комплекс РИД ученых МИЭМ НИУ ВШЭ получил бронзовую медаль на международном салоне «Архимед»
В конце марта в конгрессно-выставочном центре «Космос» прошел 26-й Московский международный салон изобретений и инновационных технологий «Архимед-2023». Участниками салона стали представители 221 организации из 27 государств и 35 регионов России. Были продемонстрированы около 600 инновационных проектов и изобретений, в том числе два экспоната МИЭМ Вышки.
В Нижнем Новгороде определен победитель международного Конкурса инноваций в образовании КИвО
10 команд-финалистов в формате питч-сессии представили экспертам свои проекты в финале Конкурса инноваций в образовании (КИвО). Защита проектов и церемония награждения состоялись в Нижнем Новгороде на полях Global Impact Conference — международной платформы, объединяющей экспертов в области устойчивого развития.
Набор на курс «Коммерциализация и внедрение наукоемких разработок» продлится до 3 октября
Кафедра менеджмента инноваций НИУ ВШЭ набирает слушателей на программу повышения квалификации «Коммерциализация и внедрение наукоемких разработок». Она предназначена для широкого круга руководителей и специалистов, занимающихся инновационной деятельностью или желающих запустить свой инновационный проект. Чему научат слушателей и может ли полученное образование повлиять на бизнес-результаты, рассказал ее автор и руководитель, старший преподаватель кафедры менеджмента инноваций НИУ ВШЭ Андрей Цымбал.
В Вышке научат создавать инновационные проекты в образовании, медиа и социальной сфере
В сентябре в НИУ ВШЭ стартует новая очно-заочная программа профессиональной переподготовки «Управление инновациями в образовании, медиа и социальной сфере». Она рассчитана на руководителей и специалистов компаний коммерческого и некоммерческого секторов экономики, образования, социальной сферы, инновационных и социальных предпринимателей. Как построена программа и чему научат ее слушателей, рассказал ее руководитель, заместитель заведующего кафедрой менеджмента инноваций НИУ ВШЭ Евгений Савеленок.
Специалисты Вышки изучили открытость российских инноваций
В дни проведения международного форума «Открытые инновации» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ проанализировал «открытость» инноваций в стране, опираясь на данные опроса 545 предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности.
В столице появится инновационный суперкластер
26 ноября Президент Российской Федерации подписал Указ № 672 «О создании на территории г. Москвы инновационного кластера», дав старт реализации инициативы мэра Сергея Собянина, активно поддерживаемой на этапе подготовки Высшей школой экономики. Специалисты НИУ ВШЭ изучили передовой опыт инновационных мегаполисов мира, совместно с московским правительством провели серию экспертных обсуждений принципов формирования инновационного суперкластера, а также разработали проект концепции, закладывающей базовые принципы взаимодействия потенциальных участников кластера, который в перспективе может охватить всю передовую экономику города.
Профессор Школы бизнес-информатики ВШЭ представил инновационные разработки на форуме в Сколково
В рамках седьмого Московского международного форума «Открытые инновации», состоявшегося 15–17 октября в Сколково, прошла выставка, на которой результаты своих научно-исследовательских работ демонстрировали представители научных институтов, малых предприятий и ведущих вузов, в том числе НИУ ВШЭ.
«Мы хотим, чтобы студенты проходили через реальную проектную деятельность»
Современные университеты становятся не только научно-образовательными, но и предпринимательскими центрами. О том, как развивается инновационная инфраструктура Вышки, о привлечении студентов к технологическим бизнес-проектам и о магистерской программе «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании» рассказывает вице-президент ВШЭ, заведующий кафедрой менеджмента инноваций Игорь Агамирзян.
В Вышке заработал инновационный центр SAP для студентов
В Вышке на базе Школы бизнес-информатики в Москве и факультета информатики, математики и компьютерных наук в Нижнем Новгороде начали работать центры инноваций SAP Next-Gen Lab, которые объединены в сеть с аналогичным центром Мюнстерского университета (Германия), сотрудничающего с НИУ ВШЭ с 2005 года.