Как прожить долго: в Вышке выяснили, что важнее – качество жизни или медицины
Условия повседневной жизни – уровень доходов, качество жилья и санитарные удобства – влияют на здоровье и продолжительность жизни больше, чем доступность медицины и ее качество. В то же время, система здравоохранения играет решающую роль в борьбе с инфекциями. Об этом говорится в исследовании экспертов НИУ ВШЭ.
В серии вебинаров «Экономика и данные: возможности для здравоохранения» – доклад «Вклад отдельных факторов в формирование здоровья населения», подготовленный профессором департамента прикладной экономики ВШЭ Мариной Колосницыной. В состав группы исследователей также входили: Татьяна Коссова, Мария Шелунцова и Людмила Засимова.
Марина Колосницына отметила, что на здоровье влияют многие факторы, в частности: наследственность, качество окружающей среды, характер труда, социально-экономические факторы и спрос на услуги здравоохранения, причем эти факторы взаимосвязаны. Здоровье становится частью человеческого капитала, который отдельный индивидуум может увеличивать, вкладывая в отдых, спорт, улучшение условий жизни и медицинские услуги, и уменьшать отрицательными инвестициями: потреблением алкоголя, табака, а также пассивным образом жизни.
Так, уровень образования населения и определенный уровень доходов создают спрос на услуги здравоохранения, превращающие его в отрасль экономики, деятельность которой, в свою очередь, отражается на качестве жизни людей и ее продолжительности.
Факторы, негативно влияющие на здоровье населения и уровень смертности, существенно отличаются в зависимости от благосостояния и экономического развития стран. В развивающихся и слаборазвитых странах ключевыми причинами низкой продолжительности жизни и высокой смертности являются недостаточное питание, плохие жилищные и санитарные условия, низкие доходы и высокий уровень преступности, тогда как в развитых странах – гиподинамия, ожирение, стресс, потребление алкоголя.
В докладе приводится оценка количественного вклада отдельных факторов в здоровье населения. Марина Колосницына полагает, что уровень заболеваемости не является хорошим результирующим показателем, поскольку он отражает скорее не состояние здоровья населения, а количество обращений за медицинской помощью, которое выше в крупных городах и ниже в глубинке, где доступ к услугам здравоохранения затруднен. В этом качестве автор доклада использовала ожидаемую продолжительность жизни, которая учитывает уровень смертности в разных возрастах и от отдельных видов заболеваний. Кроме того, его использование позволяет делать межстрановые сравнения.
Продолжительность жизни странах с более высоким доходом существенно выше, чем в странах с низким. В частности, в 2015 г. в развитых странах средняя ожидаемая продолжительность составляла 82 года, а в группе развивающихся стран – 69 лет. При этом прирост дохода и вызванное этим улучшение качества жизни и здравоохранения в развивающихся странах дают больший эффект, чем их увеличение в развитых странах. Повысить продолжительность жизни с 50 до 60 лет легче, чем с 70 до 80, пояснила Марина Колосницына.
Наиболее серьезное влияние на повышение ожидаемой продолжительности жизни в мире в целом оказывают показатели подушевого ВВП, за ними следуют расходы на здравоохранение, потребление животного белка, а также доля городского населения
В группе стран со средней продолжительностью жизни (68-77 лет), в которую входит и Россия, ключевыми факторами становятся доля городского населения, расходы на здравоохранение на душу населения и ВВП на душу населения, качество питания играет меньшую роль.
Марина Колосницына отмечает, что при нынешних ресурсах Россия могла бы иметь более высокие показатели продолжительности жизни, чем нынешние 72,9 года в 2019 г. Есть немало стран, которые уступают России и по ВВП на душу населения, и по душевым расходам на здравоохранение: Иран, Армения, Колумбия, Сербия, Вьетнам, Тем не менее, продолжительность жизни там выше, чем в России: 76,4, 74,9, 77,4, 75,9 и 75,3 года соответственно.
Для сравнения факторов, влияющих на продолжительность жизни в отдельных регионах России, Марина Колосницына использовала данные Росстата за 2005-2016 гг. по 77 регионам России. Из списка были исключены Крым и Севастополь, как вошедшие в состав России в 2014 гг. и отдельные регионы с недостаточно полной статистикой (Ингушетия, Дагестан и Чечня). При этом, как отметила автор доклада, в качестве ключевого индикатора благосостояния использовались не показатели подушевого ВРП, которые не всегда точно и своевременно отражают ситуацию, а среднедушевые доходы.
Как отметила автор доклада, при прочих равных факторах ключевую роль в сокращении общей смертности и повышении ожидаемой продолжительности жизни играют социально-экономические аспекты: качество и площадь жилья, величина среднедушевого дохода и уровень преступности. Качество здравоохранения и образ жизни, в том числе потребление алкоголя, влияют меньше. Влияние климата и природных условий, а также выбросов в атмосферу относительно невелико: если брать переменную средней температуры января, то, действительно, в теплых регионах люди меньше болеют и в среднем живут дольше. Но при включении этой переменной в модель, где есть много других факторов, она перестает быть значимой, поясняет профессор ВШЭ.
Высокая по сравнению с центральными регионами России продолжительность жизни на Северном Кавказе, полагает Марина Колосницына, отчасти объясняется низким потреблением алкоголя и возможным недоучетом доходов.
Она также отметила, что при расчете влияния аналогичных факторов на смертность от инфекционных заболеваний складывается иная картина. Показатели системы здравоохранения: число больничных коек, врачей на душу населения, нагрузка на медицинских работников и учреждения здравоохранения, а также доступность медицинской помощи играют ключевую роль в снижении, или, напротив увеличении смертности от инфекционных и паразитарных болезней.
Это, по мнению Марины Колосницыной, должно влиять на факторы распределения средств по разным отраслям здравоохранения в нынешней ситуации, когда проблема распространения коронавируса снова стала острой.
Пандемия коронавируса может повысить роль доступности и качества медицины в здоровье населения и продолжительности жизни, считает она. Однако выводы можно будет делать позднее, вероятно, через год, когда опубликуют данные ожидаемой продолжительности жизни по регионам, обновленные с учетом нынешней смертности, и соответствующие показатели сети медицинской помощи и прочие цифры, в частности доходы.