Какие компетенции школьных управленцев развивают сетевые магистратуры Инобра ВШЭ в регионах
Сетевые магистерские программы «Управление образованием» НИУ ВШЭ, действующие в вузах Хабаровска и Тюмени в партнерстве с Институтом образования Вышки, отработали первый год. До дипломов еще далеко, но уже можно понять, какой запрос на развитие школьных управленцев есть в регионах, чего хотят сами директора образовательных учреждений, обучающиеся на сетевой программе, в чем их трудности и дефициты.
По словам академических руководителей программ, их студентам не хватает главным образом веры в себя как в соавтора изменений. На втором месте — нехватка исследовательских компетенций. Чтобы стать экспертом, нельзя опираться только на личный опыт, чем грешат многие директора-практики. В сетевых магистратурах учат, как преодолевать эти дефициты, и, конечно, решают основную задачу по обеспечению регионов такими управленцами, которые в дальнейшем смогут делиться новациями и создавать вокруг себя комьюнити.
Нужны творцы, а не передатчики
«Настоящих буйных мало» — так строчкой из песни Владимира Высоцкого руководитель магистратуры Тихоокеанского государственного университета Алла Кузнецова с юмором характеризует ситуацию с управленцами в Хабаровском крае. «Обычно система востребует людей, которые могут проводить образовательную политику, а не быть ее субъектами. Но хороший управленец — это, наоборот, субъект, соавтор, это понимают в регионе, поэтому есть запрос на активного управленца, — отмечает она. — Наша программа потому и фокусируется на лидерстве, что наша идея: директор — не просто промежуточное звено вертикали, а центр принятия решений. И эту его политическую субъектность мы пытаемся развивать через набор дисциплин».
Алла Кузнецова
Сегодня на сайтах школ не размещают даже программу развития, не говоря уже про образовательную политику школы, это перестало быть обязательным — и сразу везде исчезло, сетует Алла Кузнецова. «А нам важно, чтобы директор или чиновник видели необходимость создавать и стратегию, и образовательную политику каждой школы», — добавляет академический руководитель магистратуры.
Она знает, о чем говорит: много лет работала министром образования и науки Хабаровского края, руководила Институтом развития образования. И все эти годы идею, что управленец — это тот, кто принимает, а не только исполняет решения, двигала по всем каналам. «Культуру востребованности такой позиции мы все-таки посеяли: по крайней мере со стороны Хабаровска мы видим запрос именно на таких директоров», — заключает Алла Кузнецова.
Чем опасна позиция «я практик, я знаю»
По мнению академического руководителя программы в Тюменском государственном университете Людмилы Фединой, главный дефицит управленцев в образовании — исследовательские компетенции. Учиться на сетевую программу Вышки приходят самые разные люди — это и действующие директора школ, и учителя, и специалисты разных уровней системы образования, и предприниматели. На тюменской программе в этом году директора даже в меньшинстве — больше предпринимателей, команд из корпоративного сектора. Всех объединяет одно: хорошим практикам трудно встать на позицию исследователя. Но сделать это необходимо — чтобы обоснованно принимать решения.
Людмила Федина
«С житейской точки зрения наши студенты все видят, все понимают. Спрашиваешь, откуда взяли данные: “я вижу по своей школе”, “я спросил своих учителей”, — рассказывает Людмила Федина. — Понимание того, что доказательный подход опирается не только на опыт, а решения должны приниматься на основе данных, приходит не сразу. От концепции “я практик, я знаю” отказаться сложно».
Исследование — главный нерв программ, новая история для школьных управленцев. «Решать проблемы каждый из них умеет лучше, чем его преподаватели, а вот исследовательская позиция дается сложно. Если человек не может ее принять, то обычно оставляет учебу у нас», — говорит Мария Озерова, курирующая сетевые программы от Инобра. Научно-исследовательский семинар (НИС) — в эту форму работы со студентами сетевых программ специалисты Инобра вкладывают больше всего сил. Мария Озерова ссылается на результаты опросов выпускников программы «Управление образованием» Инобра: «Важные дисциплины для каждого свои, но насчет НИС все солидарны — именно научно-исследовательский семинар делает обучающегося экспертом».
Как живет директорская сеть
Сетевые программы — не клоны вышкинской магистратуры: есть только общее ядро и стандарт «Государственное муниципальное управление». Вокруг них каждый университет выстраивает свой набор дисциплин и создает свои формы учебы. Преподаватели Инобра валидизируют все оценки и перепроверяют все работы студентов — этот механизм гарантирует стандарты качества. Иначе нельзя, ведь выпускники получают два диплома — своего университета и Вышки.
Мария Озерова
«Если оценки, которые ставят в Инобре, ниже, то как итоговые выставляются они, — говорит Мария Озерова. — И мы устраиваем методическое совещание, чтобы разобраться, почему разночтение. Качество гарантируют коллегиальность и публичность: все защиты открытые, статьи рецензируются журналами, то есть сами преподаватели понимают, что их работа будет оценена».
Разные не только программы, но и ожидания, связанные с ними в разных регионах. Людмила Федина рассказала о большой группе студентов с Ямала. «Регион за них платит, их ждут. Все их ВКР — те программы, которые будут внедряться на Ямале, например проекты билингвальных классов и другие конкретные темы, — отметила она. — То есть при помощи тюменской программы Ямал создает свой образовательный кластер».
Студенты программы «Управление образованием» занимаются в формате проектных мастерских. Студенческие команды проходят через тренинги, семинары, деловые игры, стратегические сессии — все, чтобы погрузиться в проблематику частного и государственного образования. Модульный очно-заочный формат позволяет эффективно совмещать учебу с работой: недельные сессии четыре раза в год, остальное время — учеба по индивидуальному плану при тьюторской поддержке опытных экспертов.
Подробности можно найти здесь.