«Это лучшая языковая школа во Франции»
В июле и августе во французском Туре пройдет новая Летняя школа, организованная Институтом Турена и Центром ГУ-ВШЭ по сотрудничеству с Францией, Канадой и франкоязычными странами. У студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников Вышки есть возможность успеть стать ее участниками. О новом проекте рассказывает директор Центра Ирина Мальцева.
— Ирина Вячеславовна, чем была вызвана необходимость создания этой Летней школы?
— Сотрудничество ВШЭ с Францией продолжается уже более пятнадцати лет и насчитывает более двух десятков институциональных партнеров, начиная с Университетов Париж-1 Пантеон Сорбонна и Париж-Нантер и Торгово-промышленной палаты Парижа до совсем новых партнеров, таких как университеты Тулузы, Реймса, Канна, Страсбурга, Экс-Марсель-3 и Ниццы — Софии Антиполис, а также бизнес-школ Руана, Гренобля и Лиона. Кроме этого, у нас развивается очень эффективное сотрудничество в области европейского права с Университетом Люксембурга, а в сфере менеджмента и философии — с Университетом Лаваля в Канаде. Мы планируем начать развивать наши контакты и с университетами Швейцарии.
В общем, у нас огромное количество франкоязычных образовательных программ разного уровня, и все больше и больше наших студентов учат французский язык. Скажем, только тех, кто подавал на стипендию Посольства Франции, в этом году оказалось более 60 человек. А ведь есть еще те студенты, которые едут во французские вузы без стипендии французского правительства. Принимая во внимание этот спрос, а также в целях его стимулирования, мы воспользовались давними связями с нашими французскими партнерами и решили создать совместную Летнюю школу для изучения французского языка. Причем она рассчитана не только на студентов, но и на аспирантов, преподавателей и сотрудников Вышки. Ею также предусмотрены программы повышения квалификации для преподавателей французского языка.
— Кто является вашими непосредственными партнерами по этому проекту с французской стороны?
— Мы были в мэрии Тура, и сам институт пользуется определенной поддержкой городской администрации, но наши прямые партнеры — это руководство Института Турена. Мы работаем с его директором Кристофом Тиссо и его заместителем по международному сотрудничеству Бритой Венсан, и они заинтересованы не в разовых акциях, а в установлении институционального партнерства с Высшей школой экономики. Наш университет вообще пользуется уважением и очень хорошей репутацией во французском сообществе.
— Чем вас привлек достаточно скромный по европейским меркам город Тур?
— Изучение французского языка в России — вещь замечательная и необходимая для создания языковой базы, но нужна обязательная практика и общение с носителями языка. Считается, что жители Тура обладают эталонным французским произношением, и, побывав в Туре, я смогла в этом убедиться и даже поработать над собственным произношением. Кроме того, это студенческий город с современной инфраструктурой, но при этом очень живописный и всего в часе езды от Парижа. Город стоит на Луаре, и эту возможность можно использовать для организации экскурсий по замкам Луары. Да и до Атлантики рукой подать, а там — знаменитый Мон-Сен-Мишель, Ла-Рошель и другие достопримечательности.
— А как обстоит дело с финансовым аспектом поездки?
— Нам удалось договориться об исключительных 15-процентных скидках на обучение для студентов и сотрудников Высшей школы экономики в этом году и 10-процентных в последующие годы независимо от их количества. Получается, что четырехнедельное пребывание и обучение, включая 20 часов занятий в неделю, обойдется примерно в 1300 евро. Вдобавок французская сторона готова учесть пожелания наших студентов относительно их проживания в Туре и уже составила список «проверенных» семей, готовых наших ребят принять. Нам кажется, что это чрезвычайно заманчивое предложение не только в финансовом плане, но и с социокультурной точки зрения.
— Существуют ли формальные требования по уровню владения французским языком для желающих участвовать в этой Летней школе?
— Нет, в Тур приглашаются все — от «нулевиков» до «продвинутых» слушателей. Сама дифференцированная методология преподавания построена так, что при обучении студентов с нулевым уровнем владения французским языком нет необходимости «включать» в процесс английский язык. А те, кто используют французский язык профессионально, могут выбирать курсы углубленного изучения, причем по своей специальности — юридической, экономической, делового общения и так далее.
Кстати, у Института Турена, как и у Вышки, есть соглашение с Торгово-промышленной палатой Парижа на проведение официальных экзаменов, подтверждающих уровень владения французским языком, так что наши студенты в Туре могут попробовать получить еще и такой диплом.
— Но многие студенты едут во Францию на программы и курсы, читающиеся на английском языке…
— Действительно, французские вузы переходят на обучение на английском языке. Но, если студент владеет еще и французским, у него автоматически расширяется спектр образовательных программ, из которых он может выбрать именно те, что ему наиболее интересны. Да и налаживать контакты на уровне преподавателей и решать обычные бытовые вопросы легче и лучше все-таки на французском. Вообще же, я надеюсь, что пребывание во Франции сломает у многих «страх» как перед разговорным французским, так и перед написанием диплома на французском языке.
— В каких условиях будет проходить обучение? Что вам удалось увидеть в Институте Турена?
— Институт располагается в старом особняке, но прекрасно оборудован. В аудиториях установлены электронные доски, есть специальные медиатеки, в которых можно проводить индивидуальные занятия по фонетике. Кстати, мы с моим коллегой — сотрудником нашего Французского центра Сергеем Ефремовым — побывали на занятиях у американских студентов, многие из которых начали изучать язык «с нуля» всего два года назад, и прогресс, которого они добились, просто поразителен. Мы задавали им разные вопросы, в том числе почему они выбрали для изучения французский язык и почему именно в Институте Турена. Типичный ответ можно сформулировать так: потому что современные люди должны владеть как минимум двумя или тремя иностранными языками, а Институт Турена — это лучшая языковая школа во Франции.
— Первая Летняя школа открывается уже 5 июля, а ее второй поток — 2 августа. Сколько человек уже стали ее участниками и есть ли еще у студентов возможность подать соответствующую заявку?
— Поступило уже двадцать заявок из Вышки, а также от внешних студентов, что для нас было совсем неожиданным. Теперь будем думать, принимать их или нет, ведь наша главная цель — это все-таки образование студентов Высшей школы экономики. Формально срок приема заявок, установленный Институтом Турена, прошел. Но французские коллеги, доверяя нам как своим партнерам, позволили продлить этот период записи, и наши студенты еще могут успеть поучиться в Туре. Важно еще, что мы располагаем полной поддержкой Посольства Франции в РФ в организации этой поездки, так что проблем с оформлением виз возникнуть не должно.
— Станет ли Летняя школа в Туре ежегодной и планирует ли ваш Центр создание других подобных проектов?
— Соглашение, которое мы подписали с Институтом Турена, долгосрочное, и, наверное, мы будем обсуждать возможность организации в Туре дополнительной Зимней школы или других специализированных программ под потребности наших преподавателей, сотрудников и студентов. А выкроить для поездки во Францию пару недель в январе, думаю, будет несложно.
Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике
С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).
Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»
Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.
Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей
В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.
Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР
24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.
«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки
Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.
В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ
Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.
«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»
Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.
«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства
Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.
«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа
Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.
Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»
В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.