• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Мы должны обсуждать не только топ-100 школ, но и тех, кто оказался в сложном положении»

Опубликован ежегодный рейтинг московских школ. Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов принял участие в обсуждении его итогов.

Рейтинг московских школ публикуется уже в четвертый раз. Максимальное количество баллов школы набирают за каждого призера и победителя всероссийской олимпиады (региональный и федеральный этап) и московской олимпиады. Далее считаются результаты школьников, набравших высокие баллы на ЕГЭ и ГИА (экзамен для девятиклассников). По желанию школ учитываются также результаты диагностики школьников в 4 и 7 классах.

Процедуру рейтингования проходят все школы, но публикуются результаты 400 лучших из них. А первые 170 школ в рейтинге получают гранты от мэра Москвы.

«Каждый раз перед началом нового учебного года мы объявляем этот список, который по сути является оценкой вклада каждой московской школы в нашу важнейшую задачу — обеспечение качественного массового образования», — заявил на пресс-конференции руководитель столичного департамента образования Исаак Калина.

 «Но можно ли алгеброй этого рейтинга измерить гармонию школьной жизни? Мы, практики, уверены, что в первую очередь нужно добиваться успешной социализации ребенка. Но при этом не надо лукавить: ЕГЭ и ГИА не в меньшей степени влияют на дальнейшую жизнь молодого человека», — отметил директор Центра образования № 548 «Царицыно» Ефим Рачевский. Его школа впервые выпала из верхней двадцатки рейтинга (в 2011 и 2012 годах она была на 8-м месте, в 2013 году — на 13-м). Рачевский связывает это с тем, что за четыре года качество работы школ сильно улучшилось, появились новые лидеры.

Ярослав Кузьминов, являющийся также главой комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ, вспомнил, как на одном из ее заседаний бурно обсуждались первые рейтинги, и отметил, что сейчас этот проект уже стал неотъемлемой частью жизни столичных школ. «В Москве есть замечательные школы, которые знают все — лицей «Вторая школа», 57-я школа, СУНЦ МГУ и несколько других, — сказал Ярослав Кузьминов. — Но проблема в том, что когда в огромном городе на слуху только 40-50 школ — это мало, несправедливо и неправильно. Мало — потому что еще недавно в столице было более тысячи школ, несправедливо — потому что есть школы с не худшими результатами, но их не видно и о них мало знают даже в районе».

По его мнению, необходимо информационно поддерживать школы, где также дают качественное образование, в которых создана благоприятная среда и насыщенная внешкольная жизнь, а дети регулярно участвуют и побеждают в олимпиадах.

«Рейтинг показывает, что в Москве сейчас примерно 200 хороших школ, где значительная часть школьников имеет 220 и больше баллов ЕГЭ по сумме трех предметов, а значит, подростки проходят в ведущие вузы. Очень важно, чтобы московские семьи также знали об этих школах, чтобы жители района имели полную информацию, какая из них хорошо готовит по математике или физике, а в какой есть все популярные профили», — считает ректор ВШЭ.

Ярослав Кузьминов также отметил, что ему «было приятно» получить приглашение от коллектива школы № 2095 «Покровский квартал» возглавить управляющий совет. «Школьный комплекс занял 58 место, хотя был организован только в этом году. Мы видим, что есть позитивная динамика по сравнению с прошлым годом — и по ЕГЭ, и по участию в олимпиадах. Эффект от самого наличия вуза-партнера, от расширения линейки профилей и курсов по выбору, от появившейся возможности формировать предметные кафедры и больше платить учителям, уже сказался», — рассказал Кузьминов.

При этом необходимо оказывать поддержку и тем школам, которые не вошли в топ-400. «У нас есть проблема устойчиво слабых школ, со стабильно низкими результатами. Методика рейтинга показывает, что эти школы нужно поддерживать целевым образом, в том числе отдельными грантами от мэра. В этих школах учатся дети наших сограждан. Мы должны обсуждать не только топ-100, но и тех, кто оказался в сложном положении», — полагает Кузьминов.

Создание предуниверсариев (выпускных классов, где работают преподаватели вузов) и лицеев при ведущих вузах (старейшие из них занимают места в первой двадцатке рейтинга) уже позитивно сказалось на качестве работы московских школ. По мнению ректора ВШЭ, вузам необходимо сотрудничать со школами, которые находятся как в нижней половине топ-400, так и за пределами публикуемой части рейтинга.


Рейтинг московских школ (http://dogm.mos.ru/presscenter/news/detail/1220998.html) публикуется уже в четвертый раз. Позиции школ в рейтинге определяются академическими достижениями их учеников. Максимальное количество баллов школы набирают за каждого призера и победителя всероссийских и московских олимпиад[О1] , а также за результаты учеников на региональных этапах состязания. Далее считаются результаты школьников, набравших максимальное количество баллов на ЕГЭ и ГИА (экзамен для девятиклассников). По желанию школ учитываются также результаты диагностики школьников в 4 и 7 классах.

Процедуру рейтингования проходят все школы, но публикуются результаты 400 лучших из них. А первые 170 школ в рейтинге получают гранты от мэра Москвы.

«[О2] Каждый раз перед началом нового учебного года мы объявляем этот список, который по сути является оценкой вклада каждой московской школы в нашу важнейшую задачу — обеспечение качественного массового образования», — заявил на пресс-конференции руководитель столичного департамента образования Исаак Калина.


 [О1]тут мы баллы приводим, а дальше - нет? это нехорошо.

 [О2]Слушайте, какая-то патетически бессмысленная фраза. Тем более что про «качественное образование» еще и во втором предложении речь. Перебор с качеством.

Вам также может быть интересно:

ИСИЭЗ ВШЭ представил Рейтинг креативных регионов России

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ впервые рассчитал Рейтинг креативных регионов России. Система ранжирования субъектов РФ включает 48 индикаторов, характеризующих уровень развития креативного сектора и культурной среды, социально-экономические условия и меры поддержки 16 ключевых креативных индустрий.

Надзор и мониторинг: как должно оцениваться качество образования

Как трансформировалась система оценки качества образования и как она будет развиваться в дальнейшем, обсудили на круглом столе «Контроль, надзор, качество: первые итоги регуляторной гильотины в образовании», который прошел в рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества.

Онлайн-трансляция: пресс-конференция, посвященная шестому выпуску Рейтинга инновационного развития регионов, проходит в ТАСС

Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации формируют эксперты Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ с 2012 года.

1 место

заняла ВШЭ по уровню зарплат выпускников, занятых в области экономики и финансов. Рейтинг подготовлен исследовательским центром портала Supejob.ru на основе сравнения среднего уровня доходов молодых специалистов, окончивших вуз в 2013—2018 годах.

78%

студентов и выпускников московского и нижегородского кампусов Вышки довольны своим образованием. В НИУ ВШЭ – Пермь этот показатель еще выше — 84%. Такие цифры получены в результате опроса студентов и выпускников ведущих российских вузов, проведенного компанией Changellenge. По удовлетворенности качеством образования пермский кампус занял в рейтинге второе место, а московский и нижегородский поделили третье.

Вышкинский сту­ден­че­ский мониторинг качества об­ра­зо­ватель­ных услуг признан лучшим

Комитет по качеству образования Студсовета Вышки стал победителем Всероссийского конкурса студенческих практик в сфере повышения качества образования в номинации «Лучший проект, нацеленный на мониторинг качества образовательных услуг». Конкурс был организован Российским союзом молодежи совместно с Рособрнадзором и Ассоциацией студенческих объединений России.

CFA Institute подтвердил партнерский статус двух программ ВШЭ

Международная организация CFA Institute, объединяющая несколько десятков тысяч финансовых специалистов по всему миру, подтвердила партнерский статус магистерской программы «Финансовый аналитик» и программы MBA «Управление инвестициями» Банковского института ВШЭ.

90%

российских семей в целом удовлетворены качеством образования, которое их ребенок получает в вузе.

В пятом классе дети осваивают математику лучше, чем в седьмом

17 февраля на традиционном семинаре Института образования ВШЭ обсуждались первые результаты национального исследования качества образования (НИКО) по математике, которое было проведено Рособрнадзором осенью прошлого года.

В системах оценки качества образования стран СНГ есть много общего

7-8 ноября в Астане состоялась III международная конференция Евразийской ассоциации оценки качества образования, одним из организаторов которой был Институт образования ВШЭ.