• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Россия — ЕС: векторы научного сотрудничества

14 мая в ГУ-ВШЭ прошел международный семинар, на котором проблемы, связанные с углублением научно-технического сотрудничества РФ и Евросоюза, обсудили эксперты России, стран-членов ЕС и государств, ассоциированных в Седьмую рамочную программу ЕС по научным исследованиям и технологическому развитию (7РП).

В целом участники встречи сосредоточились на обсуждении вопросов вовлечения и возможного ассоциирования России в 7РП. Эта программа, на которую было выделено 52 млрд. евро, стартовала в 2007 году и рассчитана на семь лет. Программой, кроме прикладных, поддерживаются также и фундаментальные исследования, для чего создан Европейский Совет по научным исследованиям с бюджетом 7,4 млрд. евро на семь лет.

Участников семинара приветствовал его сопредседатель, директор департамента по сотрудничеству с Россией и странами СНГ Федерального министерства образования и научных исследований Германии Микаэль Шлихт, подчеркнувший, в частности, своевременность подобного обсуждения.

Россия, вставшая на путь строительства инновационной экономики, всецело заинтересована в развитии научных связей с Евросоюзом, заявил в своем выступлении директор департамента стратегии и перспективных проектов в образовании и науке Минобрнауки России Сергей Иванец, рассказавший, в частности, о том, что предпринимается в этой сфере в интересах научно-экономического развития страны и для повышения престижа отечественной науки.

В январе 2000 года Европейская комиссия провозгласила стратегическую концепцию создания Европейского исследовательского пространства. В рамках этой концепции был разработан механизм привлечения "третьих" стран (страны, не входящие в состав ЕС) к участию в программах научно-технологического развития ЕС. В течение определенного периода времени Россия достаточно эффективно использовала этот механизм. Однако на сегодня взаимодействие Россия-ЕС в сфере науки и технологий на основе общих процедур и норм, разработанных ЕС для группы "третьих" стран, создает уже ряд существенных ограничений с точки зрения реальной взаимовыгодности научно-технического сотрудничества. Статус "третьей" страны в научно-технологических программах ЕС процедурно не предполагает возможность влиять на процесс формирования долгосрочных и краткосрочных приоритетов исследований и разработок. Кроме того, целесообразность участия российских коллективов в реализации совместных проектов с ЕС является вопросом, требующим отдельного обоснования перед конкурсной комиссией в процессе экспертной оценки заявок. При этом определяющим фактором здесь является возможность использования в интересах Евросоюза российского научного потенциала. С точки зрения российских интересов, развитие сотрудничества с ЕС позволяет использовать механизм международной кооперации для решения задач в сфере технологического и инновационного развития. Это предполагает разработку и реализацию комплекса мер (преимущественно, двустороннего характера), которые должны придать системность взаимодействию в сфере науки и технологий, сформировать эффективный механизм партнерства и координации сотрудничества.

Основная цель этой работы, продолжил С.Иванец, — обеспечить благоприятные условия партнерства между ведущими европейскими исследовательскими центрами и российскими коллективами, вовлеченными в выполнение сопоставимых национальных программ в областях совпадения приоритетов, и, как следствие, располагающими необходимыми средствами для софинансирования совместных международных проектов. При такой организации взаимодействия с ЕС основной мотивировкой сотрудничества у российских участников становится не традиционный интерес к получению финансирования ЕС, а в значительно большей степени возможность привнесения в национальные программы новых знаний, полученных в результате международной кооперации.

На сегодняшний день Россия, не являясь членом ЕС и ассоциированным в 7РП государством, входит в состав стран-партнеров ЕС по международному сотрудничеству (International Cooperation Partner Country — ICPC) применительно к реализации 7РП. Такой статус позволяет российским исследователям участвовать совместно с европейскими коллегами во всех научных проектах и получать гранты ЕС в 7РП. Как представляется, сегодня накопленный опыт совместной работы позволит вывести взаимодействие Россия-ЕС в приоритетных областях на новый качественный уровень. За прошедшее время удалось сформировать достаточно эффективные инструменты координации: Совместный комитет по научно-технологическому сотрудничеству, совместные Рабочие группы по приоритетным тематикам, сеть российских и европейских контактных точек, а также совсем новый элемент — Постоянный совет партнерства. Свою роль здесь сыграл и практически синхронный старт Федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2007—2012 годы" и 7РП.

Анализ проделанной совместной работы свидетельствует о том, что в целом достигнутый уровень взаимодействия позволяет вести речь о переходе на качественно новый уровень развития интеграционных процессов Россия-ЕС в рамках ассоциированного членства в 7РП. Получение статуса ассоциированного в 7РП государства позволит России более полно использовать механизмы научного сотрудничества с ЕС, в частности, выступать в роли координатора крупных международных проектов. При этом возможность ассоциированного участия в 7РП необходимо рассматривать с учетом того, что данный вопрос требует всестороннего глубокого переговорного процесса Россия-ЕС на предстоящие полтора-два года. Это, в свою очередь, предполагает официальное инициирование переговорного процесса Россия-ЕС для решения, в том числе, финансовых вопросов.

С учетом того, что Россия сможет присоединиться к программе не ранее середины цикла ее реализации, сообщил в связи с этим С. Иванец, необходимое финансирование, по предварительным оценкам, составит 200 млн. евро в 2010 году, 400 млн. евро в 2011 году и 900 млн. евро в 2012 году. Непосредственно финансовый взнос России в бюджет программы составит 65% от общей суммы финансирования, софинансирование совместных конкурсов научных исследований из внебюджетных источников — 25%, а расходы на управление процессом участия России в реализации программы — 10%.

Предварительные результаты совместной деятельности в этом направлении были обсуждены в мае 2008 года в Любляне на первом заседании Постоянного совета партнерства (ПСП) Россия-ЕС в сфере науки. Руководством Российской Федерации принято принципиальное решение о целесообразности ассоциированного членства в 7РП. В соответствии с этим решением с российской стороны была создана внутриминистерская рабочая группа, которая провела встречу с представителями Комиссии Европейского Союза (КЕС) в Брюсселе для решения процедурных вопросов.

Вместе с тем, несмотря на обоюдное понимание значимости ассоциирования России в европейские Рамочные программы, официальный старт переговорному процессу так и не был дан. Вопрос приостановлен по инициативе европейских партнеров, и мы, сказал С. Иванец, "пребываем в ожидании получения мандата КЕС от Европейского Совета на ведение официальных переговоров".

Сегодня Россия и ЕС ведут переговоры по так называемому Новому базовому соглашению о партнерстве. Переговоры продвигаются в рамках установленного графика. "При этом, — сказал С. Иванец, — насколько мне известно, европейская сторона выдвигает идеи увязки процесса подписания этого нового соглашения с ассоциированным членством". Возможно, "с точки зрения логики такое предложение и могло бы иметь определенный смысл и заслуживать всестороннего обсуждения. Мы не исключаем, что именно ассоциированный мандат взаимодействия Россия-ЕС в 7РП на основе углубляющейся интеграции мог бы лечь в основу формирования единого Европейского исследовательского пространства. Но, как мне кажется, такое предложение должно подкрепляться со стороны КЕС соответствующими последовательными действиями в направлении ассоциации России и фактического начала переговоров", — заметил представитель Минобрнауки.

Сергей Караганов
Сергей Караганов
Декан факультета мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ, председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов в своем выступлении указал на важность налаживания системы взаимодействия между Россией и Евросоюзом по вертикали "снизу вверх". Это касается сотрудничества в сферах транспорта, энергетики, культуры и многих других областей. Делать это следует, не дожидаясь, когда обе стороны придут к определению каких-то стратегических целей (что может произойти не ранее чем через два года). К этому моменту уже надо иметь накопленный багаж конкретного взаимодействия. Примером такого взаимодействия является и сегодняшний семинар по развитию научного взаимодействия между ЕС и Россией.

По мнению С. Караганова, сейчас Россия не заявляет о том, какие отношения в стратегическом плане она хотела бы иметь с Европой, что видно и из Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года, только что утвержденной указом Президента РФ Дмитрия Медведева. Это, считает С. Караганов, отражает сомнения России относительно будущего развития отношений с Европой. Ведь, например, что касается США, то в концепции прямо говорится о намерении России налаживать стратегическое партнерство с этим государством. Ну а по поводу Европы в концепции идет речь о том, что Российская Федерации выступает за всемерное укрепление механизмов взаимодействия с Европейским союзом, включая последовательное формирование общих пространств в сферах экономики, внешней и внутренней безопасности, образования, науки, культуры. А между тем, Россия и Европа без укрепления партнерства будут терять свое влияние в качестве третьего центра силы в будущем мире, где таковыми центрами останутся США и Китай. Влияние России в силу ряда обстоятельств еще будет сохраняться, а вот Европа станет играть все меньшую роль, в том числе, и по ее доле в мировом ВНП. Вот почему так важно уже сейчас налаживать вертикальные связи сотрудничества Россия-ЕС, что подразумевает и усилия со стороны европейских партнеров…

Первый проректор ГУ-ВШЭ Леонид Гохберг поделился накопленным опытом сотрудничества российских ученых с коллегами из Евросоюза, а также выделил факторы, препятствующие более успешному взаимодействию научных институтов России с учеными из ЕС. Касаясь предыдущего взаимодействия, Л. Гохберг указал, в частности, что в 280 проектах в рамках Шестой рамочной программы (их общий бюджет составил 2,8 млрд. евро), участвовало совместно с представителями других стран 469 научных российских организаций. Из этой суммы, выделенной из фондов ЕС, Россия получила 51 миллион евро. Что касается 7РП, то заявки на участие в первых конкурсах поступили от 572 российских заявителей. При этом финансирование получили 82 успешных проекта и на их реализацию из фондов ЕС должно быть выделено 16 млн. евро. Рейтинг успеха всех стран по участию в Шестой рамочной программе составил 17.8 %, а по России — 19,7 %, что считается довольно высоким показателем.

На участие в первых конкурсах 7РП от России поступило заявок больше, чем от какой-либо другой из стран, не входящих в ЕС (так называемых "третьих" стран). Однако содержательная часть этих заявок с научной точки зрения не очень высока по качеству, и уступает уровню предложений США, от которых заявок поступило меньше, чем от России. Далее Л. Гохберг показал, какие затраты выделяются в различных странах на научные исследования и какое число ученых занято в этих исследованиях. Так, в 2007 году Россия по выделенным на научные исследования и разработки средствам — 23486,1 млн. долларов (по паритету покупательной способности) занимала девятое место. По числу же исследователей Россия оказалась на четвертом месте — 392 849 человек. Иными словами, при довольно высоком уровне затрат на науку и большом числе ученых продуктивность и эффективность научных исследований не столь высоки, как того хотелось бы.

Россия, продолжал первый проректор, получила в 2007 году на научные исследования и разработки из международных источников 7,2 процента по отношению к общему объему финансирования на эти цели (это меньше, чем было в 2000 году — 7,6 проц.). В 2007 году 23932 российских ученых (что составило лишь 6 % от общего числа всех российских исследователей) из 779 научных организаций опубликовали совместно с зарубежными авторами 14256 научных статей. А доля российского участия в заявках, поданных в Европейское агентство по патентам (ЕАП) российскими организациями в соавторстве с зарубежными партнерами, составила в период 2001—2003 гг. 45,7 %. От экспорта технологий Россия получила в 2007 году 630,4 млн.долларов (для сравнения, в Австрии этот показатель составляет 6,1 млрд. долларов, в США — 75,4 млрд.долларов). Доля России в мировом экспорте высоких технологий составила в 2007 году всего 0,28 % (для сравнения, у Гон-Конга этот показатель был 5,44 %). Приведенные выше данные свидетельствуют о низкой результативности научного труда в России.

Руководство Российской Федерации постоянно подчеркивает, отметил Л. Гохберг, что инновационному развитию в России нет альтернативы. Однако пока положение здесь оставляет желать лучшего. Ведь инновационная активность в промышленности России составляла в 2007 году 9,4 %, что почти вдвое меньше, чем в 1992 году, когда 16,3 % промышленных предприятий можно было отнести к числу инновационных.

Далее первый проректор остановился на тех факторах, которые препятствуют более углубленному сотрудничеству России с ЕС в научно-технологической сфере. К числу таковых относится весьма сложная процедура получения в России так называемых научных виз, что существенно препятствует контактам российских ученых с зарубежными коллегами (во всей Европе такие научные визы существуют). Сюда же можно отнести и российские таможенные сборы на получение научного оборудования и материалов из-за рубежа. На успешное участие российских ученых и организаций в сотрудничестве с ЕС негативное влияние оказывают внешние экономические и политические факторы. В России недостаточно развита научная инфраструктура. Например, при приезде в Россию ученых из других стран они сталкиваются с проблемами приемлемого уровня проживания. В целом российское научное сообщество не обладает достаточной квалификацией для более широкого сотрудничества с зарубежными коллегами, если принять во внимание трудности языкового характера, отсутствие надлежащих навыков административного и финансового менеджмента проектов, отвечающего требованиям Евросоюза, низкий уровень доступности информации. В настоящее время, заметил в связи с этим Л.Гохберг, только 56,5 % организаций научно-исследовательского профиля имеют Интернет сайты на русском языке, не говоря уже об английской их версии. Не улучшают картины и особенности российского законодательства, не позволяющие объявлять совместные конкурсы на различного рода проекты с общим финансированием. Правда, в последнее время Минобрнауки провело скоординированные конкурсы по здравоохранению, по энергетике, скоро будет объявлен конкурс по нанотехнологиям и биотехнологиям в рамках ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2007—2012 годы". Однако изъяны законодательства продолжают негативно влиять на успешное сотрудничество с ЕС в области научно-исследовательских разработок.

Суммируя сказанное, Л. Гохберг отметил, что наличие соглашения о научно-техническом сотрудничестве Россия-ЕС, которое в ближайшее время должно быть обновлено, служит фундаментом двусторонних отношений. Налицо стремление российских организаций проводить исследования в сотрудничестве с партнерами из ЕС и участвовать в глобальном научном процессе. В принципе, если Россия вступит в 7РП, это поможет ей значительно повысить качество науки, откроет доступ к инновациям Евросоюза, но и потребует одновременно улучшения ситуации в этой сфере внутри страны и большей отдачи от инновационных вложений. При позитивном развитии событий встанет и вопрос об определении научных приоритетов, которые строго прописаны в рамочной программе. Сейчас научные приоритеты России практически совпадают с европейскими. Однако никаких механизмов для совместных определений таких направлений развития нет. Впрочем, имеется и положительный опыт в виде так называемых технологических платформ, когда ученые, прежде чем вынести ту или иную научную тематику на рассмотрение программного комитета рамочных программ ЕС, определяют, какие научные разработки в данный момент являются значимыми и наиболее перспективными. В России действуют совместные с ЕС рабочие группы — по нанотехнологиям, по здравоохранению, по биотехнологиям, по энергетике, по окружающей среде, — которые, собственно, и призваны определять совместные приоритеты и объявлять конкурсы, и, таким образом, являются большим взаимным достоянием. Реализуются и совместные проекты "ERA.Net.RUS" и "BILAT-RUS", направленные на разработку взаимовыгодных инструментов сотрудничества между Россией и ЕС, в которых участвует и Высшая школа экономики.

Но у сотрудничества Россия-ЕС в области научно-технического развития есть и "угрозы". К их числу относится низкий в России "показатель успеха", при котором большое число заявок на участие в различных проектах характеризуется их низкой содержательной составляющей, не очень высок уровень квалификации российских исследователей, слаба инфраструктура. Угрозу представляет и "утечка мозгов", отсутствие надлежащей защиты прав на интеллектуальную собственность.

Далее первый проректор ГУ-ВШЭ указал на настоятельную необходимость выработки "дорожной карты" подготовительного процесса ассоциирования России в 7РП и перечислил рекомендации по проведению мероприятий, которые могли бы войти в такую карту. В частности, речь может идти и о создании Кодекса поведения для российских исследовательских организаций при осуществлении сотрудничества с партнерами из ЕС. К числу подобных рекомендаций относится и улучшение информационного обмена, административного и финансового менеджмента международных проектов российскими организациями, разработка методики оценки результативности научного труда. Необходимо также поднять на новый уровень консультационную и информационную службы в России, где в настоящее время действует 12 национальных контактных точек, призванных содействовать участию российских научных организаций в 7РП. Но и эти точки, две из которых — "Партнерство" и "Мобильность" — в ГУ-ВШЭ, требуют институционального усовершенствования, повышения квалификации сотрудников.

Об опыте участия в рамочных программах Евросоюза стран, не являющихся членами ЕС, рассказал исполнительный директор Центра социальных инноваций Клаус Шух (Австрия), который рассказал об основных этапах вхождения государств Восточной Европы в программы ЕС. Направлениям взаимодействия с ЕС Норвегии посвятил свое выступление старший советник Министерства образования и научных разработок Норвегии Эрик Йессен. Он, в частности, ознакомил участников семинара с норвежской научной системой, в рамках которой действует Научно-исследовательский совет Норвегии. Примечательно, что Норвегия ассоциирована в рамочные программы ЕС вот уже 20 лет, и для участия в каждой новой программе требуется широкий политический консенсус и решение Стортинга (парламента страны). В целом создание европейского исследовательского пространства является для Норвегии приоритетным направлением.

Марсель Шатон
Марсель Шатон
Марсель Шатон, генеральный менеджер и национальный координатор Израильско-европейского директората по рамочным программам ЕС, уделил внимание тому, какие выгоды дает Израилю, являющемуся ассоциированным членом 7РП, такое участие. Среди преимуществ были перечислены следующие: улучшение условий деятельности израильского бизнеса на европейском рынке, активизация развития новых технологий и сотрудничества науки и бизнеса, повышение осведомленности европейцев о качестве науки в Израиле, выработка новых научных стандартов. В то же самое время в этом сотрудничестве имеются и барьеры. Так, израильские представители не участвуют в работе исследовательской группы Научного совета ЕС, так как страна не является членом ЕС, а только обладает статусом ассоциированного участника 7РП, что делает практически недоступными многие скоординированные научные проекты Евросоюза.

Как улучшить сотрудничество России и ЕС в 7РП? Таким вопросом задался Йорн Зонненбург, директор международного бюро Федерального министерства образования и исследований Германии. Этому может, по его мнению, содействовать выделение общих для России и стран ЕС научных интересов в 7РП, определение наиболее перспективных направлений научно-технического сотрудничества между Россией и ЕС, стимулирование диалога между лицами, ответственными за разработку политики, всеми заинтересованными сторонами государственного и частного секторов экономики России и стран ЕС. Следовало бы провести оценку эффективности заключенного 1 июля 2007 года между Россией и ЕС соглашения по визовому обмену и принять меры по улучшению деятельности этого механизма.

О важности выработки совместных программ научных исследований и разработок, а также обеспечения более высокого уровня информационно-консультационной системы национальных контактных точек говорила директор отдела европейских и международных программ Австрийского агентства по развитию научных исследований Сабина Херличка.

На семинаре состоялся оживленный обмен мнениями по вопросам развития научно-технического сотрудничества России и Евросоюза. Были обсуждены роль политических инструментов, содействующих такому сотрудничеству; необходимость разработки методологии совместной оценки конкурсных предложений и проектов; подходы к совместному определению приоритетов исследований в рамочных программах ЕС и осуществлению таких исследований с помощью более широкого использования инструментов многостороннего и двустороннего сотрудничества; совершенствование законодательной базы взаимодействия, в том числе, защита прав интеллектуальной собственности на уровне взаимоотношений Россия-ЕС; повышение информационной открытости и использование национальных информационных систем в интересах развития сотрудничества; улучшение инфраструктуры и повышение качества транснационального трансфера научного оборудования и материалов; роль и место в развитии сотрудничества таких совместных проектов Россия-ЕС, как "BILAT-RUS", "ERA.Net.RUS", "IncoNet EECA"; применение существующих и разработка новых механизмов взаимовыгодной мобильности научных кадров, способствующей "циркуляции умов" и другие вопросы.

Подводя итоги работы семинара, Л. Гохберг отметил, что с самого начала он задумывался о подборе конкретных вопросов для обсуждения с целью выработки стратегии движения России по пути к ассоциированному членству в 7РП. И высказанные в ходе выступлений представителей различных стран соображения и точки зрения, в том числе, по совместному определению приоритетных направлений научных исследований в России и ЕС, координации национальных и европейских стратегий в научно-технической сфере, будут непременно учтены российской стороной. Эти рекомендации будут включены в "дорожную карту", которая может внести целый ряд предложений для принятия окончательных решений на правительственном уровне, касающихся присоединения России к Седьмой рамочной программе ЕС.

Николай Вуколов, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото автора

Вам также может быть интересно:

Путь к многополярности проходит через Сибирь

В НИУ ВШЭ прошла VI Международная конференция «Мировое большинство на пути к новому международному порядку». Ученые обсудили формирование многополярного мира и место в этом новом мире Глобального Юга, сотрудничество России со странами мирового большинства, новую роль Сибири в политике поворота России на Восток, а также более тесное взаимодействие экспертов для интеллектуального наполнения новых принципов международного порядка.

«Сербы не готовы забыть события 1999 года»: каковы долгосрочные последствия натовских бомбардировок

25 лет назад гражданская инфраструктура и мирные граждане Союзной Республики Югославия оказались под авиаударами НАТО. Эти события оказали огромное влияние на страну, и до сих пор сербское общество их не забыло. Несмотря на давление Запада, Сербия отказывается вводить антироссийские санкции, и Россия остается для страны одним из ключевых торговых партнеров.

«Антимонопольное право очень важно для понимания необузданной конкуренции в международных отношениях»

В рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции НИУ ВШЭ Международный центр конкурентного права и политики БРИКС организовал трек мероприятий, посвященных антимонопольному регулированию в странах БРИКС+. Эксперты и представители госорганов отметили, в частности, необходимость налаженного сотрудничества и постоянного обмена информацией между антимонопольными ведомствами объединения.

Карин Кнайсль: «Нам нужно говорить друг с другом»

13–14 февраля экс-министр иностранных дел Австрии Карин Кнайсль прочла студентам Вышки курс истории нефтяного рынка. Ранее она выступила в НИУ ВШЭ с открытой лекцией на тему “Energy Is the Name of the Game: Geopolitics and Economics of the Energy Markets from 1911 to 2023”. HSE Daily публикует интервью Карин Кнайсль английской редакции портала ВШЭ, в котором она изложила свои взгляды на европейскую энергетическую политику, проблемы нейтралитета, кризис доверия, рассказала о личном опыте как публичной фигуры в глобальной политике и анонсировала свою новую книгу “Requiem for Europe”, которую планирует издать совместно с Вышкой.

«Любовь к Родине и преданность ей — основополагающие ценности в исламе»

В школе востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ состоялась лекция министра религиозных дел и вакфов Сирии, доктора шариатских наук Мухаммада Абдельсаттара ас-Сейида. Он рассказал студентам и экспертам Вышки о государственно-конфессиональных отношениях в республике.

ВЭФ-2022: санкции, экономические войны, суверенитет и новая глобализация

Антироссийские санкции радикально изменили глобальный мир, построенный на свободном перемещении между странами потоков товаров, финансов, инвестиций. Участники сессии Восточного экономического форума «Экономические войны как оружие подавления суверенитета», подготовленной НИУ ВШЭ, обсудили влияние санкций на политическую самостоятельность и социально-экономическую стабильность государств.

«На горизонте двух-трех лет мы ожидаем растущий запрос на то, чтобы лучше понимать Россию»

Чем занимаются специалисты-международники и где они могут работать? Какие компетенции и навыки востребованы в этой сфере сегодня? Почему важно изучать и Запад, и Восток? На эти и другие вопросы отвечает декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Анастасия Лихачева в новом выпуске рубрики «Разговор с экспертом» YouTube-канала Вышки.

Системы образования России и Китая меняются под воздействием цифровых технологий

В Высшей школе экономики начала работу вторая российско-китайская конференция «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект». Исследователи двух стран обсудили, что меняется в национальных системах образования благодаря цифровой революции и что можно позаимствовать из опыта друг друга.

«Хотим, чтобы студенты умели воспринимать другое мнение, даже если они его не разделяют»

В конце февраля и начале марта факультет мировой экономики и мировой политики ВШЭ впервые провел учебный модуль Консорциума университетов — объединения ведущих вузов России, Европы и США, в рамках которого студенты и аспиранты занимаются изучением международных отношений.

Студенты программы двух дипломов по международным отношениям показали высокие результаты на экзаменах Лондонского университета

Доля студентов ВШЭ, успешно сдавших лондонские экзамены в 2018 году, намного превзошла средний показатель по другим вузам-участникам международной программы Лондонского университета. А сама Вышка получила статус Recognised Teaching Centre.