8 + 20 = ?
27–28 октября в ГУ-ВШЭ прошла международная конференция «Партнерство в целях устойчивого роста: от саммитов в Мускоке и Торонто к саммиту в Сеуле», организованная Институтом международных организаций и международного сотрудничества Высшей школы экономики при поддержке независимой международной благотворительной организации «Оксфам» и Департамента международного развития Великобритании.
Программа форума была посвящена анализу результатов саммита «Группы восьми» в Мускоке и саммита «Группы двадцати» в Торонто.
Как известно, в июне этого года в канадском регионе Мускоке состоялся очередной саммит «Группы восьми», а сразу после него в Торонто — саммит «Группы двадцати». Впервые два форума такого уровня были проведены практически одновременно, благодаря эффективной координационной работе сопредседателей «двадцатки» — Республике Корея и Канаде. В ноябре в Сеуле состоится очередной саммит «Группы двадцати».
Главными целями конференции в ГУ-ВШЭ стали анализ и оценка основных документов и решений, принятых мировыми лидерами этим летом, обмен экспертными мнениями об эффективности институтов «Группы восьми» и «Группы двадцати», дискуссия о перспективах сотрудничества самых развитых экономик мира с другими странами и институтами глобального управления и о задачах и программе предстоящего саммита в Южной Корее.
Повестка двухдневной конференции была очень насыщенной, а список участников весьма представительным. После краткого приветствия первого проректора ГУ-ВШЭ Льва Якобсона к участникам конференции обратился Аркадий Дворкович, помощник Президента России и представитель Президента РФ по делам группы ведущих индустриальных государств и связям с представителями лидеров стран, входящих в «Группу восьми»; а к участию в дискуссиях рабочих сессий были приглашены Андрей Бокарев, директор департамента международных финансовых отношений Министерства финансов России; Вадим Луков, посол по особым поручениям Министерства иностранных дел Российской Федерации; Джон Киртон, директор исследовательской группы «Группы восьми» Университета Торонто; Ли Юн Хо, чрезвычайный и полномочный посол Республики Корея в России; Жан де Глиниасти, чрезвычайный и пономочный посол Франции в России; Бертранд Байнвель, представитель ЮНИСЕФ в Российской Федерации; представители ряда посольств стран-членов «Группы восьми» и «Группы двадцати», эксперты Школы международных отношений Манка университета Торонто, Королевского института международных отношений Бельгии, Университета Гента, сотрудники российских министерств и ведомств и крупных международных организаций и институтов.
Анализируя характер саммитов того или иного формата, Аркадий Дворкович подчеркнул: «Несмотря на то, что лидеры наиболее развитых стран мира представляют самую значительную часть мировой экономики и политики, они не могут выступать или принимать решения от лица других государств, не представленных в "Группе двадцати". В мире существуют около 200 независимых государств, поэтому единственной легитимной организацией, имеющей полномочия принимать глобальные решения, остается ООН. Нужно понимать, что руководители государств, входящих в обе группы — "восьмерку" и "двадцатку" — берут на себя политические обязательства от имени своих народов перед мировым сообществом и не могут отвечать за политику других государств, а гарантией выполнения обязательств являются их репутации. Тем не менее, регулярное проведение саммитов обеих групп, несомненно, способствует развитию конструктивного диалога по самым насущным проблемам человечества между лидерами ведущих стран и крупнейшими международными организациями, в том числе и теми, которые защищают интересы беднейших государств мира. Другой диалог ведется на саммитах с мировым бизнес сообществом, что тоже крайне важно для преодоления последствий мирового финансового кризиса».
Вероятно, стоит напомнить, что первый саммит руководителей 20-ти стран, оказывающих самое значительное влияние на мировую экономику и политику, состоялся в ноябре 2008 года в Вашингтоне в ответ на финансовый кризис, начавшийся в США. Затем состоялись встречи в том же составе в апреле 2009 года в Лондоне и в сентябре 2009 года в Питтсбурге, после чего лидеры «двадцатки» пришли к соглашению о том, что саммит должен стать постоянно действующим институтом для решения самых острых проблем и оперативного ответа на вызовы современного мира.
Отвечая на вопрос о состоянии дел в экономике России пост-кризисного периода, Аркадий Дворкович отметил: «Руководство Российской Федерации считает необходимым сочетать высокую открытость и прозрачность международных торговых инвестиций с поворотом национальной экономической политики страны в сторону создания надежной системы социальной защиты населения, создания новых рабочих мест в тех секторах экономики, которые могут обеспечить людям достойные заработки. Основное содержание работы руководства страны заключается не в перераспределении средств, не в перемещении богатств и ресурсов от одной части общества к другой, а в создании новых, более благоприятных условий жизни в государстве благодаря эффективному использованию новых технологий и инноваций. Точно такой же позиции мы придерживаемся и в мировом контексте — в выстраивании межгосударственных отношений».
В своем докладе Вадим Луков отметил, что «Группа двадцати» внесла огромный вклад в предотвращение экспансии мирового экономического кризиса и преодолении его глубочайших, разрушительных последствий. «Благодаря слаженным, хорошо скоординированным усилиям стран-участниц "двадцатки", — отметил он, — 2,7% мирового ВВП было выделено на серьезные антикризисные программы разных стран. Если вдуматься в эту цифру, она ошеломляет. Кроме того, "Группа двадцати" инициировала беспрецедентный диалог правительств о новой экономической философии. Этот непростой диалог проходил между государствами, которые придерживаются диаметрально противоположных взглядов на процесс реформирования международных финансовых институтов — между Саудовской Аравией и США, Китаем и Великобританией и другими странами-участницами "двадцатки". Я убежден, что с исторической точки зрения этот диалог о новой экономической модели мира и о реструктуризации национальных экономик лидирующих стран можно считать самым важным достижением "Группы двадцати"».
По мнению многих ведущих экономистов и политиков, мировая экономика и «Группа двадцати» находятся перед лицом новых вызовов пост-кризисного периода. На самом деле этот этап можно называть пост-кризисным лишь условно, потому что глубокие причины кризиса еще не устранены, а новые проблемы усугубляют текущую ситуацию в мире. Например, реальная угроза развития дефолта в целой группе стран Европейского Союза. Вадим Луков напомнил участникам конференции о том, что «революции высоких ожиданий в обществе заканчиваются контрреволюциями разочарований» и пояснил: «Кризис в Греции показал драматичность и системную глубину проблем Европейского Союза. Мировая общественность не может допустить новую волну кризиса по многим причинам. Назову только две: финансовые ресурсы для борьбы с кризисными явлениями практически исчерпаны, а политическое терпение электората и налогоплательщиков достигло своего предела. То, что сейчас происходит на улицах Парижа, Брюсселя, Афин и других европейских городов, свидетельствует о том, что вторую волну кризиса никто не сможет взять под контроль. Поэтому решения, принятые на саммите в Торонто о финансовой консолидации, невозможно переоценить».
Выступление профессора Джона Киртона, известного ученого и эксперта в области глобального управления и международных отношений, содержало сопоставление саммитов по различным параметрам — по способу их учреждения, членству стран-участниц, миссии, институционализации, повесткам саммитов, механизмам подотчетности, эффективности функционирования. «Создание обоих институтов, — сказал он, — стало результатом шоковой ситуации в международной архитектуре, негативные последствия которой пока не смог адекватным образом преодолеть ни один из них. Если "Группа восьми" была создана для осуществления общего глобального управления, то "Группа двадцати" — с целью выработки решений для регулирования экономической сферы и обеспечения финансовой стабильности в мире. Сеульский саммит затронет несколько сложных проблем. Во-первых, достижение устойчивого и сбалансированного экономического роста может потребовать от Китая девальвации юаня. Во-вторых, необходимо решить ряд сложных вопросов для завершения реформы голосования в МВФ к 2011 году. В-третьих, особенного внимания требуют проблемы глобального изменения климата, международной организации кибербезопасности, электронной экономики, образования, путей ускорения "зеленого" роста, помощи развивающимся странам и другие».
Предположение профессора Киртона о том, что «Группа двадцати» и «Группа восьми» в долгосрочной перспективе могут стать единым институтом для создания и поддержания глобального общественного блага, не вызвала возражений участников конференции.
Работа конференции была организована по сессиям разнообразной тематики. Обсуждались результаты саммитов в Мускоке и Торонто в 2010-м, роль Республики Корея в международной дипломатии и ее председательство на саммите в Сеуле в следующем месяце, оценка эффективности «Группы восьми» и «Группы двадцати» в глобальном управлении, будущее саммитов и разделение труда между ними, механизмы отчетности обоих институтов, а также аспекты и принципы мониторинга их эффективности.
Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Посол Австралии в России Пол Майлер: «Мы оставляем дверь открытой»
15-16 ноября в австралийском Брисбене состоится очередной саммит G20. На встрече со студентами ВШЭ посол Австралии в России Пол Майлер рассказал о перспективах развития мировой экономики и о том, как могут быть нормализованы отношения Запада и России.
Перманентная слабость институтов в ресурсной экономике требует постоянного внимания к их совершенствованию
Министры финансов и главы центробанков G20 договорились ориентироваться на ускорение роста мировой экономики на 2% в ближайшие пять лет. Заместитель директора Института «Центр развития» ВШЭ Валерий Миронов объяснил, какие меры могут обеспечить этот рост.
G20: бороться с причинами, а не симптомами кризиса
Устойчивость мировой финансовой инфраструктуры, монетарная политика, сокращение национальных долгов, создание новых рабочих мест — 29 августа на конференции в ВШЭ российские и зарубежные эксперты обсуждали повестку дня предстоящего саммита G20.
Y20: представители ВШЭ на мировом форуме
О своем участии в молодежном саммите «Y20 Russia 2013» рассказывает студент второго курса факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Антон Комаров.
«От России в G20 мало чего ждут»
23 мая Центр глобальных интересов (Center on Global Interests, Washington, DC) и Совет по внешней и оборонной политике представили в Высшей школе экономики доклад «В преддверии Санкт-Петербургского Саммита “Большой двадцатки”: время России задавать курс».
«Валютные войны»: уличить подозреваемого
Министры финансов G20 после долгих дискуссий включили в совместное коммюнике обещание «воздерживаться от конкурентной девальвации национальных валют». Но уличить их в нарушении этого заявления будет сложно. Обзор статьи Симона Эвенетта.
G20: председательство России
11-13 декабря в Москве состоялись первые мероприятия в рамках председательства России в «Группе двадцати». Высшая школа экономики приняла участие в организации встречи, посвященной обсуждению важнейших вопросов развития мировой экономики.
Ускользающий мир
Рубежи веков всегда обостряли затаившийся до этого вопрос: куда идет человечество? Начало XXI века — не исключение. Некоторые экономисты считают, что контуры экономики будущего уже четко очерчены, иные пока находятся в зоне предположений и гипотез. Очертить ее контуры пытались эксперты на VII Международной Кондратьевской конференции «Контуры экономики будущего», организованной Международным фондом Н.Д. Кондратьева и Институтом экономики РАН.
Президиум «Большой двадцатки»
В представленных общественности результатах последнего саммита министров финансов «большой семерки» старательно обходятся самые важные вопросы — о статусе самой «семерки» и об отношениях с Китаем, подчеркивает редактор отдела экономики журнала «Эксперт» Максим Рубченко.
«Естественно, я продолжу научную работу»
Юрий Зайцев, выпускник факультета государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ, а теперь младший научный сотрудник Института международных организаций и международного сотрудничества ГУ-ВШЭ, рассказывает о том, как стал аналитиком группы «Большой восьмерки».