• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лекторы ВШЭ рассказали о тенденциях в искусстве и дизайне

 Видеозапись

3 октября в рамках проекта ВШЭ «Университет, открытый городу», в Мультимедиа Арт музее преподаватели факультета дизайна НИУ ВШЭ Александр Острогорский и Егор Ларичев рассказали, как современное искусство и дизайн изменяют действительность.

Современное искусство, сформировавшись на рубеже 1960-1970-х годов, сегодня интегрировано во многие социальные процессы в жизни общества, отметил Егор Ларичев. Большая часть современного искусства ориентируется на запросы рынка, в этом смысле «галерейный бизнес» по-своему устройству очень похож на все другие бизнесы. Степень свободы художника, заключившего контракт с галереей, зависит от ее политики. Более свободная форма сотрудничества и менее финансируемая, полагает Ларичев, существует, когда в лице заказчика художественного произведения выступают государственные культурные учреждения, различные фонды и биеннале. Например, в павильоне Великобритании на Венецианской биеннале 2013 года британский художник Джереми Деллер изобразил во всю стену «портрет» редкой птицы лунь с Range Rover (машина королевской семьи) в лапах. Охотится на эту птицу в Англии категорически запрещено, но в 2007 году принц Гарри с приятелем якобы подстрелили редкую особь и остались безнаказанными. Таким образом, птица с картины Деллера мстит королевской семье. Другое творение британского художника — известный социалистический деятель поздневикторианской Англии Уильям Моррис встает из воды, подобно колоссу, и швыряет яхту Романа Абрамовича. Предыстория картины в следующем: на одной из прошлых биеннале пресловутая яхта загородила простым смертным вид на лагуну и лишила их части набережной. Джереми Деллер разместил Морриса на фоне российских ваучеров и денежных знаков 1990-х годов.

Большая часть современного искусства ориентируется на запросы рынка, в этом смысле «галерейный бизнес» по-своему устройству очень похож на все другие бизнесы. Степень свободы художника, заключившего контракт с галереей, зависит от ее политики.

Свободное искусство, отрицающее всякие институции, сегодня получило широкое распространение на улицах городов. Скандально известный английский андеграундный художник граффити Бэнкси начал рисовать еще в 1990-е годы. Очень скоро его остросоциальные рисунки стали популярны не только в Англии, но и во всем мире. Творчество Бенкси — протест против военных действий и разлиных проявлений капитализма и империализма. Художник до сих пор сохраняет анонимность и скрывается от полиции. Руку Харольда Негели, творившего на улицах Цюриха в конце 1970-х, знает каждый швейцарский искусствовед. Оружием художника против насилия, мещанства и обезличенности города был пульверизатор с черной краской. Бежав от преследования городских властей, Харольд Негели продолжает свое творчество в Германии. Интересно, что в 1995 году нарисованную художником на стене Цюрихского университета «Ундину» отреставрировали на деньги из городского бюджета, признав ее художественную ценность. «Современное искусство — это индикатор процессов, происходящих в жизни общества, через восприятие художника мы можем увидеть будущее», — считает Егор Ларичев.

Александр Острогорский продемонстрировал дипломные проекты студентов зарубежных университетов и рассказал о мировых тенденциях в области дизайна. Некоторое время назад главным заказчиком дизайна было производство, сегодня в роли заказчика все чаще выступает общество. Именно оно создает те ниши, которые дизайнер может заполнить, полагаясь на свой вкус. Иная тенденция заключается в переносе главного внимания дизайнеров от объектов к среде, к осмыслению среды, в которой помещен объект. Современные дизайнеры все чаще сосредотачиваются на удобстве использования их работ. Примером может служить проект путеводителя по системе здравоохранения США. С точки зрения использованных материалов здесь нет ничего нового, главный вопрос заключается в том, будет ли путеводитель понятен и удобен. Таким образом, для дизайнера становится важным не столько навык работы с какими-то инструментами и материалами, сколько знания в области психологии, социологии и истории.

Открытым остался вопрос о том, какие тенденции в области дизайна наблюдаются в России. Ответ на него, считает Александр Острогорский, дадут своим творчеством студенты факультета дизайна НИУ ВШЭ, а также все начинающие дизайнеры России.

Анастасия Чумак, новостная служба портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

Вам также может быть интересно:

Школа дизайна НИУ ВШЭ представила работы на ярмарке Cosmoscow

В конце октября состоялось открытие 12-й Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow, в которой приняли участие три выпускницы Школы дизайна НИУ ВШЭ: Анна Знаменская, Лена Власова и Марина Батылина. В экспозиции стенда HSE ART GALLERY были представлены такие виды искусства, как живопись, керамика и графика.

Работы выпускниц Вышки — на ярмарке Cosmoscow 2024

С 25 по 27 октября в «Тимирязев Центре» пройдет 12-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow. Как обычно, участие в ней примет HSE ART GALLERY. Галерея представит новые работы трех выпускниц Школы дизайна НИУ ВШЭ: Анны Знаменской, Лены Власовой и Марины Батылиной. Живопись, керамика, графика — все проекты можно будет увидеть на стенде ВШЭ.

Дайте две: в HSE ART GALLERY стартует новый сезон парных выставок «учителей и учеников» Школы дизайна Вышки

На этот раз главными героями стали руководитель профиля «Современная живопись» и его выпускница — Владимир Потапов и Саша Подгородская. Формат двойных персональных выставок позволяет, во-первых, представить срез созданных за годы учебы наиболее значимых работ молодых авторов, а во-вторых, соотнести оптику учеников и их учителей. Увидеть экспозицию можно до 27 октября.

«Время — самый ценный ресурс»

В конце августа в Российской государственной библиотеке для молодежи состоялось открытие выставки студентов и выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ «Как я провел это лето». Каждая представленная здесь работа — это уникальная история, наполненная воспоминаниями, чувствами и мечтами. Произведения искусства становятся мозаикой, в которую вплетены авторские комментарии, представляющие собой своеобразные сочинения и мысли о пережитом. Поразмышлять вместе с художниками об уходящих теплых днях можно до 22 сентября включительно.

Главные тенденции в искусстве 2023–2024 годов: как прошла конференция в HSE CREATIVE HUB

В конце июня в HSE CREATIVE HUB состоялась экспертная конференция «Тенденции выставочного сезона», посвященная актуальным направлениям в современном искусстве. Известные искусствоведы и художники обсудили знаковые выставки последнего времени, тенденции 2023–2024 годов и их возможное влияние на развитие этой сферы в ближайшем будущем.

«Выточить немного веретен или сплести несколько нитей — в этой практике и заключена суть искусства»

В пространстве HSE ART GALLERY на Пионерской запускается цикл парных персональных выставок: на одной площадке демонстрируются проекты «учителей и учеников» Школы дизайна ВШЭ. Первым из этой серии станет экспозиция «Черепки и веретена / Радость и тягость» преподавателя Владислава Ефимова и студентки профиля «Дизайн и современное искусство» Александры Замуруевой.

«Тенденции выставочного сезона»: конференция в HSE CREATIVE HUB

20 июня в пространстве HSE CREATIVE HUB пройдет конференция с участием экспертов в области современного искусства — «Тенденции выставочного сезона». Спикеры и гости конференции обсудят главные тенденции в искусстве 2023-2024 годов и попробуют предсказать, какие из них останутся с нами в ближайшем будущем.

«Всё всегда и сразу»: первая выставка HSE ART GALLERY на Винзаводе

По 30 июня продлится первая выставка HSE ART GALLERY в новой локации — в Центре современного искусства Винзавод. Экспозиция состоит из работ более 50 студентов и выпускников трех направлений Школы дизайна НИУ ВШЭ: «Современное искусство», «Мода» и «Предметный дизайн». Выставка представляет панораму поколения двадцатилетних — первой генерации, родившейся и полностью сформировавшейся в новом тысячелетии.

Восьмой сезон конкурса HSE CREATIVE OPEN — с новыми номинациями

Международный онлайн-конкурс HSE CREATIVE OPEN на базе Школы дизайна НИУ ВШЭ открывает летний сезон с новым набором номинаций: «Визуальные исследования», «Гейм-дизайн», «Моушн-дизайн», «Плакат», «Цифровой продукт». Конкурс был запущен в 2022 году и за первый год собрал больше 1500 работ. Его цель  — объединить идеи по всем направлениям дизайна, современного искусства и моды и привлечь внимание креативного сообщества к развитию профессий в индустрии. К участию приглашаются начинающие специалисты и студенты, а также выпускники любых вузов. Прием работ — до 2 июля.

«НИИ ФИЛАРЕТОВА»: выставка в ММСИ в коллаборации со студентами Вышки

Московский музей современного искусства и бюро BERNASKONI представляют выставку «НИИ ФИЛАРЕТОВА» — первый персональный музейный проект художницы Елены Филаретовой. Во время работы выставки совместно со Школой дизайна НИУ ВШЭ организован Научно-исследовательский институт изучения жизни и творчества художницы. Работа НИИ представляет собой коллаборацию между художницей и студентами, каждый из которых внес свой вклад в создание выставочного проекта. В рамках экспозиции также пройдет параллельная программа для детей.