Патаракин Евгений Дмитриевич
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2019 году.
- Научно-педагогический стаж: 27 лет.
Образование, учёные степени и учёные звания
- 2017Доктор педагогических наук: Московский городской педагогический университет, специальность Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки), тема диссертации: Педагогический дизайн совместной сетевой деятельности субъектов образования
- 2010Ученое звание: Доцент
- 1984
Специалитет: Горьковский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, специальность «Биология», квалификация «Биолог. Преподаватель биологии и химии»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
Приглашенный исследователь в Concord Consortium по программе RSEP-2003. Январь - май 2003
Старшие преподаватели курса Intel TEO Summit, June 18-23 in Atlanta, GA, 2007
Научный руководитель диссертационных исследований
- 1Кутузов А. И. Модели прогнозирования академической успешности на основе данных о горизонтальных (сетевых) взаимодействиях (aспирантура: 1-й год обучения)
- 2Леперт М. В. Моделирование совместной деятельности студентов и преподавателей ВУЗов по подготовке совместных статей и проектов на основе цифровых данных (aспирантура: 2-й год обучения)
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Построение сетевых сообществ (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 3 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Построение сетевых сообществ (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1 модуль)Рус
- Семинар наставника "Цифровая трансформация образования" (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1 модуль)Рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Анализ данных в R (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Семинар наставника "Цифровая трансформация образования" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1 модуль)Рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Введение в исследования в области образования" (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Построение сетевых сообществ (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 2, 3 модуль)Рус
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
20092
- Статья Патаракин Е. Д. От использования контента к совместному творчеству. Анализ сетевого проекта Летописи.ру // Вопросы образования. 2009. № 3. С. 114-128.
- Книга Патаракин Е. Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0. М. : НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009.
20111
20122
- Глава книги Patarakin Y., Visser L. New Tools for Learning - The Use of Wiki's, in: Trends and Issues in Distance Education 2nd Edition: International Perspectives (Perspectives in Instructional Technology and Distance Education). Publisher Information Age Publishing, 2012.
- Статья Патаракин Е. Д., Ярмахов Б. Б., Буров В. В. Продвижение социальных инноваций через общественное конструирование документов // Образовательные технологии и общество. 2012. Т. 15. № 2. С. 517-535.
20151
20172
- Глава книги Patarakin Y. Wikigrams-Based Social Inquiry, in: Digital Tools and Solutions for Inquiry-Based STEM Learning Vol. 1. IGI Global, 2017. doi P. 112-138. doi
- Статья Патаракин Е. Д. Макроскопический подход к анализу совместной сетевой деятельности // Образовательные технологии и общество. 2017. Т. 20. № 3. С. 309-329.
20185
- Глава книги Patarakin Y., Burov V. Assemblage of Educational Policies and Educational Practices, in: 2018 Fifth International Conference on eDemocracy & eGovernment (ICEDEG). , 2018. doi P. 371-374. doi
- Статья Патаракин Е. Д. АГЕНТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЛЯ РЕФЛЕКСИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Искусственные общества. 2018. Т. 13. № 4. С. 10. doi
- Статья Патаракин Е. Д., Ярмахов Б. Б., Сотникова А. Л. БАЗОВЫЕ ФРЕЙМВОРКИ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА УЧИТЕЛЯ // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 3. С. 67-76. doi
- Статья Патаракин Е. Д., Ярмахов Б. Б. ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА: МЫШЛЕНИЕ, УЧАСТИЕ И РЕФЛЕКСИЯ // Образовательные технологии и общество. 2018. Т. 21. № 4. С. 502-523.
- Статья Патаракин Е. Д. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ // Школьные технологии. 2018. № 4. С. 56-71.
20194
- Книга Patarakin Y., Parandekar S. D., Yayla G. Children Learning to Code: Essential for 21st Century Human Capital. World Bank Group, 2019.
- Глава книги Patarakin Y., Burov V., Yarmakhov B. Computational Pedagogy: Thinking, Participation, Reflection, in: Digital Turn in Schools—Research, Policy, Practice: Proceedings of ICEM 2018 Conference. Singapore : Springer, 2019. doi P. 123-137. doi
- Книга Патаракин Е. Д., Парандекар С., Яйла Г. Обучение детей программированию: залог развития человеческого капитала в XXI веке. Руководство для российских законодателей и практиков в области образования. М. : Алекс (ИП Поликанин А.А.), 2019.
- Статья Патаракин Е. Д., Вачкова С. Н. СЕТЕВОЙ АНАЛИЗ КОЛЛЕКТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ НАД ЦИФРОВЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОБЪЕКТАМИ // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2019. № 4(50). С. 101-112. doi
20208
- Глава книги Kupriyanov R., Lavrenova E., Patarakin Y., Yarmakhov B. A Recommendation System For Building School Teachers’ Multidisciplinary Skills, in: Dialogue of Cultures - Culture of Dialogue: from Conflicting to Understanding. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS, 2020. doi P. 1212-1221. doi
- Глава книги Vachkova S. N., Patarakin Y., Petryaeva E. Y. CONTENT QUALITY OF LESSON SCENARIOS IN MOSCOW E-SCHOOL, in: THEORY AND PRACTICE OF PROJECT MANAGEMENT IN EDUCATION: HORIZONS AND RISKS International Scientific and Practical Conference. SHS Web of Conferences, 2020. doi
- Глава книги Patarakin Y., Burov V. Using of Automatically and Semi-automatically Generated Diagrams in Educational Practice, in: Electronic Governance and Open Society: Challenges in Eurasia. EGOSE 2019 (Communications in Computer and Information Science) Vol. vol 1135. Springer, 2020. doi P. 308-319. doi
- Книга Фрумин И.Д., Карлов И.А., Патаракин Е.Д., Кожевников Н.А., Швиндт А.Н., Шонов Д.О., Киясов Н., Ковалев В. Анализ цифровых образовательных ресурсов и сервисов для организации учебного процесса школ Вып. 10 (40). Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020.
- Глава книги Патаракин Е. Д. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ НАД ОБЪЕКТАМИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИСКУССТВЕННЫХ СООБЩЕСТВАХ NETLOGO И STARLOGO // В кн.: Большие данные в образовании. Общество с ограниченной ответственностью Издательство Экон-Информ, 2020. С. 71-78.
- Глава книги Патаракин Е. Д. Ремиксы образовательных практик // В кн.: Образование и Город: практики соучаствующего проектирования. Сборник статей по итогам Второго ежегодного международного симпозиума. Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "Экон-Информ", 2020. С. 209-218.
- Глава книги Парандекар С., Патаракин Е. Д. Современный аспект универсальной инструментальной грамотности: Программирование. // В кн.: Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / Под общ. ред.: М. С. Карроль (Добрякова), И. Д. Фрумин. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020. doi Гл. 12. С. 371-394. doi
- Книга Карлов И.А., Ковалев В., Кожевников Н.А., Патаракин Е.Д., Фрумин И.Д., Швиндт А.Н., Шонов Д.О. Экспресс-анализ цифровых образовательных ресурсов и сервисов для организации учебного процесса школ в дистанционной форме Вып. 4 (34). Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020.
20216
- Глава книги Patarakin Y., Vachkova S. N., Burov V. Agent-based modeling of teacher interaction within a repository of digital objects, in: The Third Annual International Symposium “Education and City: Education and Quality of Living in the City” (Education and City 2020) Vol. 98. SHS Web of Conferences, 2021. doi Ch. 05013. P. 1-7. doi
- Глава книги Vachkova S. N., Petryaeva E. Y., Patarakin Y. Typology of schools operating in the Moscow Electronic School system based on the analysis of network indicators, in: The Third Annual International Symposium “Education and City: Education and Quality of Living in the City” (Education and City 2020) Vol. 98. SHS Web of Conferences, 2021. doi Ch. 03001. P. 1-8. doi
- Статья Патаракин Е. Д. Агентное моделирование образовательных организаций и образовательных сообществ // Педагогическое образование и наука. 2021. № 5. С. 69-74.
- Статья Патаракин Е. Д., Буров В. В. Анализ Стратегий Командного Поведения Участников Проектов Совместной Деятельности, Соответствующих Целям Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН В Области Образования Для Устойчивого Развития // Устойчивое инновационное развитие: проектирование и управление. 2021. Т. 17. № 3. С. 90-109.
- Статья Патаракин Е. Д., Ярмахов Б. Б. Выращивание данных для школьных виртуальных лабораторий // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2021. Т. 18. № 4. С. 347-359. doi
- Глава книги Патаракин Е. Д. Выращивание и Анализ Данных в Веб // В кн.: Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании Ч. 2. Сибирский федеральный университет, 2021. С. 238-242.
20224
- Статья Патаракин Е. Д., Буров В. В. "НЕЗРИМЫЙ КОЛЛЕДЖ" МЭШ // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2022. № 2. С. 38-52. doi
- Глава книги Патаракин Е. Д. Игровое поле вычислительной дидактики // В кн.: Современная "цифровая" дидактика. М. : ООО «Грин Принт», 2022. С. 35-70.
- Книга Баженова С. А., Вознесенская Н. В., Гриншкун В. В., Заславская О. Ю., Лавренова Е. В., Патаракин Е. Д., Теплякова А. Ю., Шунина Л. А., Ярмахов Б. Б. Разработка и внедрение эффективных практик цифровой дидактики в онлайн-обучение. Воронеж : ООО "Издательство "Научная книга", 2022.
- Книга Реморенко И. М., Патаракин Е. Д., Гриншкун В. В., Ярмахов Б. Б. Современная "цифровая" дидактика. М. : ООО «Грин Принт», 2022.
20234
- Глава книги Parandekar S. D., Patarakin Y., Yayla G. A Modern Aspect of Instrumental Literacy: Coding, in: Key Competences and New Literacies: From Slogans to School Reality / Рук.: M. S. Dobryakova.; Ed. by M. S. Dobryakova, I. Froumin, K. Barannikov, G. Moss, I. Remorenko, J. Hautamäki. Springer, 2023. doi Ch. 13. P. 367-390. doi
- Статья Patarakin Y., Burov V., Soshnikov D. V. EXPERIMENTAL GENERATION OF EDUCATIONAL TASKS IN NATURAL SCIENCE DISCIPLINES USING ARTIFICIAL INTELLIGENCE // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2023. Vol. 17. No. 4. P. 28-41. doi
- Статья Патаракин Е. Д., Дудко В. В. ИССЛЕДОВАНИЕ НАУЧНЫХ ШКОЛ УНИВЕРСИТЕТА СРЕДСТВАМИ БИБЛИОМЕТРИЧЕСКОГО КАРТИРОВАНИЯ // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2023. Т. 15. № 1. С. 150-167. doi
- Статья Белолуцкая А. К., Вачкова С. Н., Евгений Д. Патаракин Связь цифрового компонента обучения и развития детей дошкольного и школьного возраста: обзор исследований и международных образовательных практик // Образование и саморазвитие. 2023. Т. 18. № 2. С. 37-55. doi
20242
- Статья Patarakin Y., Burov V., Salimullin K. D., Soshnikov D. V. Experimental use of educational materials developed using artificial intelligence in natural science education // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2024. Vol. 18. No. 1-1. P. 78-90. doi
- Книга Абрамычева Н. Л., Адайкина А. Ю., Андрюшкова О. В., Бажанов Н. Н., Босова Л. Л., Бугаева Т. И., Буров В. В., Вайнштейн Ю. В., Патаракин Е. Д., Сошников Д. В., Уваров А. Ю. Избранные вопросы цифровой трансформации образования. ИНФРА-М, 2024.
Опыт работы
ИЦО МГПУ. Профессор департамента информатики, управления и технологий Института цифрового образования МГПУ. Учебные курсы «Программирование на языках высокого уровня», «Алгоритмы и структуры данных», «Анализ и интерпретация данных». Руководитель проектов «Исследование использования технологий совместной работы со знаниями в образовании на примере WIKI технологии» - http://digida.mgpu.ru/ (2022) и «Генеративный ИИ естественно-научного контента» (2023) в рамках программы «Приоритет - 2030». Руководитель семинара о данных в образовании Data_in_Education_Seminar
Институт Системных проектов МГПУ. Ведущий научный сотрудник с 2016 г. - 2022
Руководитель проектов «Разработка модели формирования и сопровождения педагогических сообществ как ресурса обсуждения и реализации городской образовательной политики» (2016 - 2017), «Разработка и апробация модели государственно-общественного управления образованием (на примере деятельности общественных объединений системы столичного образования)» (2017 – 2018), «Анализ поведения участников образовательных отношений в сообществах МЭШ», «Разработка механизмов координации деятельности образовательных сообществ на основе многоагентного моделирования совместного создания и использования цифрового контента» (2019 - 2020)
Всемирный Банк. Консультант проекта «Children Learning to Code: Essential for 21st Century Human Capital» 2018 – 2020
ННГУ - Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Профессор кафедры психологии управления 2019 - 2020
OOO ВикиВот! Директор по технологиям работы с сетевыми сообществами с 24 апреля 2011 г - апрель 2019
Фонд Общественное Мнение Ведущий специалист с 1 апреля 2009 года - апрель 2011
Нижегородский государственный педагогический университет
Доцент кафедры информатики с 2004 года по 1 сентября 2015 г. Научный руководитель мадиалаборатории НГПУ с 2008 года
Руководитель проекта Исследование среды повсеместного мобильного обучения, Аналитическая ведомственная целевая программа "Развитие научного потенциала высшей школы", 2009 - 2011 Учебные курсы: «Модели многоагентных сообществ в естественно-научном образовании».
Институт программных систем РАН
Заведующий лабораторией учебных коммуникаций с 1995 г. по 2009 г. Руководитель более 25 проектов, получивших поддержку российских и зарубежных фондов. Среди них: 2005 «Сетевые сообщества и обучение» РГНФ 05-06-16024д. 2001 - 2002 "Педагогика региональных сетевых сообществ" - РГНФ No. 01-06-00166а, 1996 - 1997 Галерея современного российского компьютерного искусства РГНФ N 96-04-12067B 1998 Формирование в Переславле-Залесском единого образовательного организма, объединенного виртуальными связями" РФФИ N 98 019 1996
Информация*
- Общий стаж: 39 лет
- Научно-педагогический стаж: 27 лет
- Преподавательский стаж: 4 года
Новый учИИтель в классе: как искусственный интеллект революционизирует проверку заданий
Искусственный интеллект может помочь в создании полезных учебных материалов — к такому важному выводу пришла группа экспертов в сфере AI Евгения Патаракина, Василия Бурова и Дмитрия Сошникова.
Cетевой анализ расскажет о школе больше учителей
Когда люди вместе работают над какими-либо проектами или используют идеи друг друга – остаются цифровые следы. Анализ этих следов открывает массу возможностей в образовании: можно оценивать активность учеников в проектной работе, типологизировать школы, наблюдать за тем, где и как рождаются сообщества педагогов. На открытом семинаре ВШЭ Евгений Патаракин, ведущий эксперт Лаборатории цифровой трансформации образования ВШЭ, и Светлана Вачкова, директор Института системных проектов МГПУ, рассказали о модели анализа цифровых следов учителей и учеников.
Семинар «Цифровые следы и их сетевой анализ»
9 февраля в 15:00 Евгений Дмитриевич Патаракин, доктор педагогических наук, профессор, ведущий эксперт, академический руководитель образовательной программы «Цифровая трансформация образования» Института образования, проведет семинар на тему «Цифровые следы и их сетевой анализ». Организатором семинара является АНО «Информационная культура».