• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Хельмут Анхаер: «Активисты НКО должны быть профессионалами»

В конце декабря  ВШЭ посетил один из самых уважаемых в мире экспертов по гражданскому обществу, руководитель кафедры социологии Гейдельбергского университета и ректор Берлинской школы управления Хельмут Анхаер. Он рассказал о  возможных стратегиях гражданского общества по демократизации глобальных финансов и глобальной экономики, а также о механизмах, которые могут способствовать этому.

Для современных глобальных финансовых систем характерен недостаток регулирования. В особенности же их отличает дефицит демократии, прозрачности, общественного обсуждения. Этот дефицит носит институциональный характер, поскольку некоммерческие организации (НКО), которые действуют, а вернее, как считает Хельмут Анхаер, бездействуют в финансовом секторе, развиты очень слабо. Но в будущем, по его мнению, их развитие могло бы способствовать стабилизации непростой экономической обстановки в мире.

В контексте финансовой глобализации решение многих жизненно важных вопросов переходит на уровень транснациональных интересов, находящийся вне влияния гражданского общества, которое не имеет адекватных механизмов общественного участия и гражданского контроля в финансовой сфере. Дело в том, что гражданское общество является важнейшим элементом поддержки баланса между государством, с одной стороны, и частным сектором, с другой. «Обе стороны стараются всячески давить на гражданское общество: бизнес хочет превратить гражданина в потребителя, государство, в свою очередь, — в подданного. В этой взаимной борьбе трех элементов и рождается тот баланс, который позволяет поддерживать систему в рабочем состоянии», — добавил Хельмут Анхаер.

Профессор Анхаер отметил, что в некоторых областях жизни гражданскому обществу удалось достичь больших успехов — под контролем в значительной мере оказались проблемы загрязнения окружающей среды (именно под влиянием НКО было принято решение о формировании новой европейской энергетической политики) и нарушения прав человека, однако финансовый сектор остается вне зон влияния гражданского общества. Понятие «финансовый сектор» в данном случае следует понимать максимально широко: это банки и инвестирование, хедж-фонды и страхование… Именно недостаток контроля со стороны общества за этими сферами и привел к нынешнему плачевному положению мировой экономики.

Неконтролируемость, в частности, выражается в том, что на глобальном уровне не существует четких правил игры — как для транснациональных корпораций, так и для институтов государства.  «Общество, со своей стороны, должно инвестировать в построение глобальной инфраструктуры по контролю за финансовыми объектами, оно должно начать создавать международные организации наподобие «Гринпис», из-за деятельности которой многим корпорациям пришлось изменить свою политику, — сказал Хельмут Анхаер. — В нашем случае организации должны будут следить не за состоянием окружающей среды в мире, а за состоянием мировой экономики».

Профессор Анхаер отметил, что подобные организации номинально существуют, но в реальности они ничего не контролируют. Однако их можно использовать в качестве фундамента для построения эффективных наднациональных институтов, как в свое время сделали в ЕС, где сейчас функционирует довольно много международных организаций отражающих вариативность мнений по самым различным вопросам.

Второй важнейшей проблемой, по мнению докладчика, является бесконтрольность и непрозрачность движения мировых денежных потоков. «Существует великое множество мировых финансовых институтов, таких как ВТО, Всемирный банк, МВФ, — отметил Хельмут Анхаер, — но каковы их функции и за что они отвечают, понять решительно невозможно». При этом ни один из них не занимается сотрудничеством с НКО, которые являются важным стабилизирующим  фактором в других областях жизни.

Но, возможно, контроль за финансовыми потоками существует на национальном уровне? Профессор Анхаер приводит цифры, из которых следует, что и это не так: «из почти 300 тысяч существующих в мире НКО, лишь 150 пытаются заниматься регулированием в экономической сфере. Если же внимательно присмотреться к их деятельности, то получается что, большинство из них занимается экономическими образовательными программами для широких слоев населения. Это очень важно, так как зачастую, даже в капиталистических странах люди плохо представляют, как функционирует экономика, но, к сожалению, приходится признать, что эти организации не слишком успешно выполняют свои обязанности».

Несомненно, что основное бремя по изменению финансового сектора должно взять на себя государство, но  оно станет это делать только под сильным общественным давлением — «бизнес влияет на государственные структуры посредством лоббирования, и общество должно научиться делать то же самое», уверен Хельмут Анхаер.

Между тем НКО, стремящиеся воздействовать на финансовую политику, на данном этапе своего развития невероятно слабы. Если сравнить количество посещений сайта «Transparency International», одной из немногих организаций, пытающихся наладить контроль общества над финансовыми потоками, и, например, «Human Rights Watch», то статистика будет разительно отличаться не в пользу первой.

Основной проблемой подобных организаций является их слабая инфраструктура, это происходит из-за недостатков финансирования. Решить же ее можно двумя способами: во-первых, общество должно само обратить внимание на деятельность финансовых НКО и начать их материально поддерживать, а кроме того, международные фонды, которые призваны контролировать финансовые потоки, также должны заняться поддержкой подобных НКО.

Для того чтобы общество, государство и крупные компании обратили свое внимание на их деятельность, необходимо начать готовить активистов нового поколения, «которые не станут выкрикивать неактуальные лозунги 40-летней давности, они должны будут говорить с корпорациями на одном языке, быть выпускниками лучших бизнес-школ и экономических факультетов, состоявшимися профессионалами». И этих людей нужно начинать готовить прямо сейчас.

Подобная практика не нова: в 1960-е годы американские консерваторы создавали свои  научные центры и институты, где работали талантливые молодые люди, которые в конечном счете и привели к власти Рейгана. Схожая система существовала и у английских лейбористов: выходцами из их центров являются Тони Блэр и Гордон Браун. Эксперты-активисты и должны стать тем фундаментом, на котором будет построена новая, более устойчивая экономика.

Разумеется, без больших первоначальных финансовых вливаний подобная система будет нежизнеспособна, но профессор Анхаер надеется, что в итоге корпорации сами, осознав преимущества более демократичной, а значит, и более устойчивой финансовой политики,  начнут приветствовать появление курсов этики в бизнес-школах и способствовать созданию подобных экспертных центров.

В конце своего выступления господин Анхаер отметил, что такое сотрудничество будет взаимовыгодным. НКО смогут получить необходимый уровень влияния и финансирования, а бизнес, в свою очередь, — улучшение собственной репутации в глазах широких слоев населения. В качестве примера он привел историю взаимоотношений компании «Шелл» и «Гринписа»: если первоначально они были настоящими врагами, то впоследствии в «Шелле» осознали, что организации, подобные «Гринпису», помогают поддерживать баланс в системе, и начали с ними сотрудничать. «Я надеюсь, что рано или поздно что-то подобное произойдет и в нашем случае», — заключил Хельмут Анхаер.

 

Петр Радзиховский, специально для новостной службы портала ВШЭ

Фото Ивана Морякова

Вам также может быть интересно:

Зачем нужна цифровизация бизнеса и как она влияет на экономику

Онлайн-кампус НИУ ВШЭ запустил новый курс «Цифровая трансформация бизнеса: информационные системы и технологии» на портале «Открытое образование». Он посвящен современным методам цифровизации бизнеса и будет полезен тем, кто хочет узнать больше о бизнес-информатике. Подробнее об обучении рассказал кандидат физико-математических наук, доцент Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Василий Корнилов.

Open Air для будущих международников: стажировки в Африке, мобильность в Бразилии

В начале июля во внутреннем дворике на Малой Ордынке, где располагается факультет мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, состоялся Open Air — ежегодный фестиваль образовательных программ бакалавриата #мирового_факультета. Как всегда, гости в расслабленной летней атмосфере общались с руководством факультета, преподавателями, студентами и выпускниками. Китайские иероглифы под мороженое, оригами и фотосессии, португальские десерты и корейские сувениры, турецкие сладости и африканские стикеры — только малая часть того, что попробовали или выиграли гости, продемонстрировав знания о том, как устроен мир.

Темпы роста мировой экономики могут оказаться одними из самых низких за последнюю четверть века

С 2022 по 2030 год ожидается, что среднегодовой темп роста мирового ВВП снизится примерно на треть по сравнению с теми темпами, которые были в начале XXI века, — до 2,2% в год (и даже ниже) против 3,2% в 2011–2021 годы и 4,0% в 2000–2010 годы. Такой прогноз приводится в докладе НИУ ВШЭ «Обзор актуальных прогнозов мировой экономики», который подготовлен в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» программы «Приоритет-2030».

«Журнал будет интересен не только профессионалам»

Департамент мировой экономики факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ выпустил первый номер журнала «Современная мировая экономика». О принципах редакционной политики, приоритетных темах и отборе авторов новостной службе «Вышка.Главное» рассказал один из главных редакторов нового издания, руководитель департамента мировой экономики НИУ ВШЭ Игорь Макаров.

Исследователи из разных стран обсудили в Вышке, как пандемия меняет гражданский активизм

X конференция исследователей гражданского общества — визитная карточка Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора — состоялась в НИУ ВШЭ в октябре. «Влияние кризиса на развитие некоммерческого сектора и общественной самоорганизации: новые реалии и перспективы» — эта тема стала заглавной для юбилейного форума. Соорганизаторами конференции выступили Ассоциация «Европейский университет волонтерства» (EUV) и Программа добровольцев ООН (UNV), давний партнер центра.

Российское общество и НКО: что изменилось за 15 лет

Российские граждане чаще, чем ранее, готовы брать на себя ответственность за то, что происходит в их доме, во дворе, в городе, селе и в стране в целом. При этом доверие к некоммерческим организациям растет, но не так, как ожидалось. Такие выводы позволяют сделать результаты Мониторинга состояния гражданского общества в 2020 году и в динамике за 15 лет исследований, которые проводит Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.

«Мировая экономика»: взгляд выпускника, преподавателя и эксперта

Окончив факультет мировой экономики и мировой политики, Виктория Павлюшина осталась преподавать. Сейчас она совмещает эту деятельность с работой в Аналитическом центре при Правительстве РФ. Что дала ей учеба, каких ошибок в преподавании она старается избегать и чем выгодно отличаются выпускники Вышки от остальных, она рассказала в интервью новостной службе.

Требуем. Заставим. Помогите. Население и власть в зеркале онлайн-петиций

Свыше 40% интернет-петиций, созданных жителями Центральной России, достигают результата. На Дальнем Востоке — лишь 2%, в регионах Северного Кавказа и того меньше. Готовность власти и бизнеса реагировать на цифровую активность граждан Надежда Радина и Дарья Крупная изучили на материалах платформы Change.org. Статья по результатам работы появится в одном из ближайших номеров журнала «ПОЛИС. Политические исследования».

Самодур при исполнении

В США компании ежегодно теряют $24 миллиарда от так называемого «враждебного» поведения руководителей — постоянных практик унижения и подавления подчиненных. Проблему в России впервые исследовали Евгения Балабанова, Мария Боровик и Вероника Деминская.

Человек или государство

В последние 20 лет российское население пересмотрело значимость прав человека. Впервые в истории страны интересы государства перестали доминировать над интересами личности и социальных групп. Новая модель общества уже формируется, но не будет строиться по западному образцу. Почему — объясняет в исследовании профессор НИУ ВШЭ Наталья Тихонова.