• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кто списывает чаще — отличники, хорошисты или отстающие?

На семинаре Института институциональных исследований ВШЭ представлены итоги научного исследования, в котором использован оригинальный способ выявления склонности студентов списывать в зависимости от их успеваемости.

Регулярно проходящие в США исследования поведения студентов показывают, что за последние 30 лет их готовность списывать возросла. И это вопреки сложившемуся стереотипу, согласно которому списывание — российская болезнь, вообще не затрагивающая западные университеты. Однако, как выясняется, до 90% американских студентов списывали хотя бы раз в жизни.

Американские и европейские исследователи традиционно используют два метода выявления списывания: опросы студентов и выявление сходных ответов в студенческих работах. Оба не отличаются точностью: на опросах студенты могут говорить неправду, а поиск в работах похожих ответов позволяет выявить лишь случаи самого грубого списывания. Консультации (проще говоря, подсказки) таким образом выявить не удается.

Преподаватели ВШЭ Екатерина Борисова и Анатолий Пересецкий предложили оценить склонность к списыванию различных групп студентов с помощью регрессионного анализа. Он позволяет точно показать уровень успеваемости студентов, когда возможности помогать друг другу нет, и ту «прибавку», которую дают консультации.

В исследовании, представленном 12 декабря в Институте институциональных исследований ВШЭ, приняли участие около 100 второкурсников бакалавриата одного из факультетов Вышки. Обычно в рамках курса статистики они выполняют 21 домашнее задание и сдают 3 экзамена. Домашние задания студенты часто делают вместе, это поощряется преподавателями. Экзаменационные работы, напротив, каждый пишет сам, все попытки списывания и консультаций жестко пресекаются. Исследователи раздали студентам дополнительное домашнее задание, аналогичное обычным, — только выполнить его требовалось самостоятельно, не консультируясь с другими студентами. Выполнив задание, студенты ответили на вопросы анкеты, связанные с отношением к списыванию и другим случаям нечестного поведения — покупке справок, водительских прав и прочим.

Причины списывания очевидны — в первую очередь это неуверенность в своих знаниях, желание получить более высокую оценку. У отличников дополнительным стимулом к нарушению правил, по мнению авторов исследования, является конкуренция за места в общем рейтинге и стремление получить скидки на обучение.

В рамках исследования предполагалось, что на экзамене студент демонстрирует исключительно собственные знания, тогда как обычные домашние задания представляют собой сводный результат его знаний и помощи со стороны других студентов. Исследователи построили регрессионные модели оценок каждого студента за обычные домашние задания, экзамены и специальное домашнее задание. В результате удалось выявить то изменение качества выполнения задания, которое дает кооперация с другими студентами.

Оказалось, что при выполнении специального домашнего задания запретом на кооперацию пренебрегли две группы: студенты с самой высокой успеваемостью и студенты с самой низкой. «Середнячки» (хорошисты) в основном выполняли его самостоятельно. Причины списывания очевидны — в первую очередь это неуверенность в своих знаниях, желание получить более высокую оценку. У отличников дополнительным стимулом к нарушению правил, по мнению авторов исследования, является конкуренция за места в общем рейтинге и стремление получить скидки на обучение. Другой любопытный результат: студенты, считающие приемлемым списывание, выразили в анкетах готовность покупать справки о мнимых болезнях в поликлиниках. Такие справки можно использовать, чтобы не сдавать экзамены. Готовность ими пользоваться тоже возрастает по мере приближения к верхним строчкам рейтинга.

Все это, впрочем, не означает, что отдельные студенты, принявшие участие в исследовании, в реальной жизни только и делают, что списывают (скорее наоборот: те, кто так поступает, в Вышке долго не задерживаются). Но их ответы на вопросы и поведение в ходе эксперимента стали хорошим материалом для научного анализа.

Екатерина Рылько, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Работа по специальности помогает студентам лучше учиться

Совмещение учебы и работы в ряде случаев может не только не ухудшить, а даже улучшить успеваемость студента. Работа по специальности и обучение в вузе помогают лучше овладеть профессией, а не вступают в конфликт из-за нехватки времени, утверждает младший научный сотрудник Института образования ВШЭ Диана Янбарисова.

27%

российских семей готовы полностью содержать своих детей и не рассчитывать на их заработки, пока они не закончат бакалавриат. Пять лет назад таких семей было несколько меньше — около двадцати процентов.

Скидки для платных студентов могут стать стимулом к хорошей учебе

28 января на семинаре Института образования ВШЭ обсуждался вопрос, как стимулировать студентов хорошо учиться. С докладом «Оценивание воздействия скидок на успеваемость студентов первого курса ВШЭ» выступила проректор Мария Юдкевич.

Студентки ВШЭ пронесли олимпийский огонь

Третьекурсницы факультета истории ВШЭ Дарья Урядова и Ольга Макаркина участвовали в эстафете олимпийского огня.

Welcome to HSE!

Как освоиться в Вышке и Москве, если вы приехали учиться из-за рубежа? 5 сентября Высшая школа экономики провела большой приветственный день (Welcome Day) для своих иностранных студентов.

Победители и призеры олимпиад — о МИЭФ

Победители и призеры олимпиад школьников, ныне студенты и выпускники Международного института экономики и финансов ВШЭ отвечают на вопрос, чем стал для них МИЭФ, что они особенно ценят в учебе и атмосфере института.

Студенческая олимпиада ВШЭ: изменения в структуре

Внесены изменения в список и состав профилей и направлений Олимпиады для студентов и выпускников вузов ВШЭ, электронная регистрация на которую заканчивается 14 февраля. Комментирует директор по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ Тамара Протасевич.

Поработать топ-менеджером

В международном соревновании Global management challenge, где студенты из разных стран пробуют себя в роли менеджеров фирм, наша страна занимает лидирующие позиции. Большинство участников студенческих команд, прошедших в финал национального первенства, учатся в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова и ВШЭ.

Стрессы после сессии не приведут к депрессии

Как за две недели каникул восстановиться, справиться с последствиями экзаменационного стресса и подготовиться к учебным будням? С этими вопросами стажер новостной службы портала обратилась к заведующей Центром психологического консультирования ВШЭ Ирине Макаровой.

Плюсы и минусы «отложенного выбора»

20 декабря состоялся семинар Института развития образования (ИРО) ВШЭ и экспертной группы № 8 «Новая школа» по коррекции Стратегии-2020. С докладом на тему «Мониторинг образовательных и трудовых траекторий выпускников школ и вузов: итоги первого раунда обследования» выступил старший научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ИРО ВШЭ Дмитрий Попов.