«Хабы интеллектуального влияния»: в Санкт-Петербурге обсуждают третью миссию университетов
В Санкт-Петербурге стартовала восьмая ежегодная международная научно-практическая конференция, организованная Высшей школой экономики. В этом году она посвящена теме «Образование и мировые города: третья миссия университета и студенты». В чем смысл третьей миссии, какова роль университетов в жизни общества, города и региона, говорили участники дискуссии, состоявшейся в первый день работы форума.
Сергей Кадочников, директор НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, открывая пленарное заседание «Третья миссия российских университетов: опыт и перспективы», отметил масштабность конференции: в ней принимают участие примерно 700 человек, будут проведены 27 панелей по трем тематическим трекам – «Третья миссия», «Репутация» и «Студенты».
«Время летит быстро, и за восемь лет существования конференция стала значимым для сообщества событием, куда собираются ведущие эксперты из разных регионов и стран. Очень приятно, что Питерская Вышка каждый раз находит, что показать нового», – в свою очередь сказал ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.
Традиционно миссия университетов – это наука и образование, но есть и третья миссия, «это то, что вуз делает за пределами собственно исследовательской и образовательной части своей работы», отметил он. По его словам, это работа с обществом, когда вуз отслеживает своих выпускников, взаимодействует с работодателями; это попытка ориентировать своих студентов на рынке труда, поддержать их бизнес-проекты; это просветительские программы, работа со школами. Третья миссия это и «широкое вовлечение российских вузов в социальное волонтерство, которое происходит последние пять лет». «Этому справедливо принято придавать самое большое значение, этого не хватало и до сих пор не хватает, и это может делать каждый из нас», – подчеркнул Ярослав Кузьминов.
К третьей миссии также относится экспертная работа, во многих регионах вузы активно вовлечены в местную и субфедеральную повестку. Ректор Вышки назвал университеты «хабами интеллектуального влияния» – можно нанимать международных консультантов, например, McKinsey, «но губернатор все равно пропустит проект через локальных экспертов, то есть через университет».
Собрать все воедино, представить как третью миссию, увидеть, как распределяются силы университетов – не забываем ли мы каких-то очевидных вещей – мне кажется, это серьезный повод для разговора
Вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Княгинин обратил внимание участников на то, что, согласно исследованиям, сегодня люди изменили модель «работы по специальности» в сторону непрерывного обучения и переподготовки в течение всей жизни: «При такой модели непрерывного обучения университеты уже совсем иначе выстраивают и модель взаимодействия со своими реальными и потенциальными студентами, цепляют их и ведут, предоставляя целый спектр возможностей – не только знания, но и навыки, в том числе предпринимательские, навыки проектной работы и взаимодействия. Это приводит к тому, что сами университеты меняются. Со стороны Правительства Санкт-Петербурга мы рассматриваем университеты как значимых на уровне города работодателей и экономических агентов».
«Тема – что дает университет городу, очень важна, и не просто потому, что вузовская наука взаимодействует с муниципальной и региональной властью», – поддержал коллегу начальник управления президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков. А еще и потому, что в университетах сконцентрирована позитивная молодежная энергия, которая способна эффективно изменять мир. «Важно дать возможность молодежной позитивной творческой энергии, сконцентрированной в университетах, выплеснуться в созидательное русло, и тогда мир будет меняться к лучшему эффективно и быстро», – сказал он.
Валерий Фальков, министр науки и высшего образования России, не смог принять личное участие в конференции, но прислал обращение к ее участникам. «Современное развитие общества давно изменило отношение к университету как к генератору, ретранслятору знаний. Сегодня наряду с образовательной и научной деятельностью международные вузы реализуют третью миссию. Это позволяет университету быть центром актуальных компетенций, участвовать в социально-экономическом развитии территорий и вести работу по формированию навыков стратегического лидерства», – заявил он. «Смысловым центром университета, субъектом и проводником изменений должен быть каждый студент. Поэтому важно поддерживать студенческие инициативы и выводить их на уровень партнерских отношений в реализации вузами третьей миссии, которая сегодня выступает одним из приоритетных направлений в образовании в России и во всем мире», – уверен министр. «Ректорам российских вузов и их командам, как и студентам, нужно по-новому посмотреть на свою роль в регионе, активно участвовать в формировании региональной повестки. Вузы должны быть местом, где не только интересно учиться, но и можно реализовать свой потенциал, не уезжая из родного города», – полагает Валерий Фальков.
Андрей Платонов, заместитель руководителя Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь), который впервые побывал в санкт-петербургском кампусе Вышки охарактеризовал увиденное как «хай левел». Здесь чувствуется атмосфера знаний, ощущение устремления в будущее, отметил он. Андрей Платонов принял участие во встрече «Лидеры у лидеров», которая состоялась в рамках совместного образовательного проекта НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург и Росмолодежи «Академия студенческих лидеров» (АСЛ). Встреча предваряла основную программу конференции и представляла собой сессию вопросов и ответов. Глава Росмолодежи подробно рассказал о работе, которую ведет агентство в партнерстве с университетами для поддержки студенческих инициатив и обратил внимание на то, что Высшая школа экономики — один из первых университетов, который начал этим заниматься. Он подчеркнул, что видит свою задачу в том, чтобы обеспечить как можно более широкую поддержку молодым людям, заинтересованным в своей самореализации.
«Сейчас есть много механизмов, позволяющих лидерам проявить свою позицию и получить поддержку. Но Росмолодежь работает не только с лидерами, но также с организаторами процессов и проектов и с разными категориями молодых людей в диапазоне от 14 до 35 лет – со школьниками, студентами, работающей молодежью, специалистами. В своей работе мы исходим из запросов молодежи», – сказал Андрей Платонов.
Университеты стали такие значительные, что от них многого ждут, подчеркнул Сергей Кадочников. По его словам, университет – это крупный работодатель в регионе, крупный игрок в экономическом отношении. В качестве примера он назвал Алтайский государственный университет. Сергей Бочаров, его ректор, считает, что третья миссия «это не просто все, что выходит за рамки образования, науки», прежде всего, она направлена на решение значимых для общества проблем. Фактически через третью миссию университеты реализуют свою социальную ответственность, считает он.
Дмитрий Мраморов, председатель совета директоров «СКБ Контур» (разработчик программных продуктов), рассказал, что компания работает на рынке Екатеринбурга для местных предприятий. При этом тесно сотрудничает с университетами, в том числе с Вышкой, а «базовый для нас – это Уральский федеральный университет (УрФУ)». По его словам, речь идет об инвестициях, участии сотрудников компании в различных мероприятиях. В УрФУ при содействии СКБ создано направление по информатике и информационным технологиям.
Ярослав Кузьминов поинтересовался мнением Дмитрия Мраморова, почему крупнейшие отечественные компании не стремятся выводить свои офисы в регионы, чтобы «снижать косты». По словам гендиректора «СКБ Контур», федеральные компании «прекрасно снижают косты» – именно таким способом, в регионе есть офисы Яндекса, Сбера, «Тинькофф», но они «не особо замечены в инвестициях в образование». На вопрос ректора Вышки, в какой степени университеты готовы соинвестировать в совместные проекты, он ответил, что «для университетов подобные проекты за свой счет не очень реалистичны».
О своих региональных кейсах также рассказали Валентин Пугач, ректор Вятского государственного университета и Таусолтан Узденов, ректор Карачаево-Черкесского государственного университета им. У. Д. Алиева.
Ярослав Кузьминов в финале панельного заседания подчеркнул, что «университет зарабатывает не деньги, а репутацию»: «Репутационная капитализация университета невозможна без третьей миссии. Наша задача эту репутацию поддерживать».
Восьмая ежегодная международная научно-практическая конференция, организованная НИУ ВШЭ будет работать в Санкт-Петербурге 19-21 мая.
Кадочников Сергей Михайлович
Вам также может быть интересно:
«Открытые лекции — это пространство интереса и доверия»: в Нижнем Новгороде стартует новый цикл проекта «Вышка.Лекторий»
Вклад университетов в развитие общества не ограничивается образованием и наукой. Университет участвует в окружающей жизни открытыми научно-популярными лекциями, мастер-классами и фестивалями, расширяя свои границы и качественно меняя интеллектуальную среду. Этот естественный и необходимый способ развития университета в современном мире относится к третьей миссии университета после образования и науки.
Третья миссия университета: как выстраивать взаимодействие вузов со школами
В современных условиях доступность качественного образования и преодоление образовательного неравенства приобретают особую значимость. Новые форматы взаимодействия университетов со школами обсудили участники летней онлайн-школы НИУ ВШЭ. Ее участниками стали более 70 специалистов из 19 регионов.
НТО как часть третьей миссии ВШЭ
Высшая школа экономики стала оператором Национальной технологической олимпиады (НТО). Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин подписал распоряжение об организации и проведении НТО и одновременно утвердил состав организационного комитета олимпиады. Ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов стал заместителем сопредседателя оргкомитета, проректор Дмитрий Земцов — ответственным секретарем. Возглавили организационный комитет первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ Сергей Кириенко и заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко.
Третью миссию университета обсудили на заседании Международного экспертного совета Вышки
Российские и зарубежные участники встречи обсудили волонтерские и социальные инициативы Высшей школы экономики, сотрудничество с некоммерческими организациями, взаимодействие с общественностью, исследовательские поездки студентов по России, а также поговорили о том, как работает Бизнес-инкубатор Вышки.