Августейшее предпринимательство
26—31 августа в ближнем Подмосковье Лаборатория социологических исследований Центра фундаментальных исследований ГУ-ВШЭ проводит Летнюю школу "Предпринимательство в России: теория и практика, методология исследований". О ней рассказывает руководитель лаборатории, декан факультета социологии Александр Чепуренко.
— Александр Юльевич, в конце августа у студентов "чемоданное настроение", а тут — школа?
— Людям, которые всерьез интересуются изучением такого сложного явления, как предпринимательство, приближение нового учебного года — не помеха. Более того, накануне начала занятий неплохо произвести "пробное включение мозгов".
— Как будет построена школа, чем студенты будут заниматься?
— Прежде всего, мы ожидаем заявок от студентов и аспирантов, занимающихся (или пока только собирающихся заняться) исследованиями различных аспектов предпринимательства в рамках парадигм экономики, социологии, психологии, менеджериальных дисциплин. Поэтому сверхзадача Школы — показать преимущества междисциплинарного подхода, выявить крупные проблемы, требующие объединения усилий представителей разных наук. С этой целью каждый день в первой половине дня слушатели школы будут знакомиться с проблемно ориентированными лекциями, презентациями, а также участвовать в мастер-классах экспертов, представляющих как академический сектор, так и самих предпринимателей и институты содействия развитию предпринимательства. (В настоящее время с некоторыми из ведущих российских специалистов уже существует договоренность, и программа продолжает уточняться.) Во второй половине дня работа будет проводиться в малых группах — они получат творческие задания, а результаты этой работы будут доложены в последний день школы.
— Получат ли участники практические навыки предпринимательской деятельности?
— В той мере, в какой научный анализ любого явления помогает лучше в нем ориентироваться, полнее видеть риски и ограничения, но также шансы и возможности, — безусловно, получат. Однако основная задача Школы — формирование заинтересованности и некоторых навыков экспертно-аналитической работы. Дело, во-первых, в том, что предпринимательство является важным фактором экономического развития. Поэтому различные институты развития, а также банки, лизинговые, факторинговые, страховые компании и прочие нуждаются в кадрах аналитиков, знающих данный сектор и способных проводить экспертизу, мониторинг, разрабатывать предложения по внедрению новых продуктов, в которых может быть заинтересован предпринимательский сектор экономики. Во-вторых, содействие развитию предпринимательства является (на словах, во всяком случае) предметом попечения федеральных и региональных органов власти и местного самоуправления. В этих органах — огромный дефицит людей, которые компетентны в выстраивании соответствующих технологий управления исходя из понимания специфических потребностей, предпосылок, возможных форм содействия развитию предпринимательства. Но таких аналитиков — разбирающихся в статистике предпринимательства, умеющих собирать и анализировать вторичную информацию, знакомых с применяющимися в мире практиками финансового, инфраструктурного, информационного сопровождения развития предпринимательства, — никто и нигде в стране специально не готовит!
Летняя школа — по сути, разведывательный шаг для выявления заинтересованности студентов в формировании некоего образовательного модуля (например, магистерской программы), который отвечал бы этому запросу.
— Почему за это взялась именно Вышка?
— Это как раз очень просто. Мы — университет, который является важным ресурсным центром развития новой экономики России, а ее инновационное развитие немыслимо без опоры на предпринимательскую инициативу. В Вышке создано несколько различных центров, которые так или иначе связаны с развитием или изучением предпринимательства: бизнес-инкубатор, наша лаборатория, кафедра взаимодействия бизнеса и власти и другие. Университет участвует в различных формах аналитического сопровождения политики в отношении предпринимательства. Так что проведение такой Летней школы вполне подготовлено.
— Кто и как может принять участие в Летней школе?
— К участию приглашаются студенты бакалавриата, специалитета и магистратуры, а также аспиранты. Нужно заполнить заявительную форму до 5 июня и ждать ответа. Участникам, которые пройдут отбор по результатам рассмотрения заявок, будет обеспечен трансфер из Москвы и обратно, проживание в 2-местных номерах и 3-разовое питание (бесплатно). Иногородним участникам проезд до Москвы и обратно не оплачивается.
— Школа — только для студентов Вышки?
— Вовсе нет! Участником может стать каждый, чьи заявительные документы убедят организаторов в наличии интереса и некоторых уже реализованных исследовательских навыков в соответствующей предметной области.
— А сама Лаборатория представит какие-то материалы, результаты своей исследовательской деятельности?
— Конечно. Мы ведь уже четвертый год участвуем в международном исследовательском проекте "Глобальный мониторинг предпринимательства". Его результаты будут представлены в виде нескольких докладов-презентаций. Кроме того, одна из студенческих групп будет целенаправленно заниматься обработкой данных последнего массива полевых исследований, которые будут проведены в мае и отразят, по-видимому, серьезные изменения в структуре так называемого предпринимательского потенциала российского населения.
— Каков будет "полезный выход"?
— По материалам этих "летних сидений" мы затем подготовим подробный аналитический отчет, а также ряд кратких записок для представления в соответствующие российские министерства и ведомства. Участники получат мощный импульс для активизации своих исследований на новом качественном уровне — будь то курсовые или выпускные работы или диссертации. Надеемся, нам также станет яснее, какие новые институциональные шаги могут быть предприняты по закреплению статуса предпринимательства в образовательном поле Вышки.
И напоследок — "технические" подробности. Заявки просьба направлять в электронной форме на e-mail: smaslennikova@hse.ru (в теме указать: "Заявка на летнюю школу"). Справки по телефону: (499) 152-08-71 Масленникова Светлана Николаевна.
Сергей Сергеев, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике
С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).
Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»
Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.
Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей
В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.
Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР
24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.
Трудолюбивый нарцисс-инноватор приведет фирму к успеху
Ученые НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге изучили, как черты личности основателя молодой фирмы влияют на результаты ее работы. Выяснилось, что нарцисс и трудоголик, который при этом внедряет инновации, будет эффективно развивать свою компанию. Статья опубликована в IEEE Transactions on Engineering Management.
«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки
Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.
В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ
Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.
«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»
Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.
«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства
Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.
«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа
Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.