Традиционные лекции нужно заменять онлайн-курсами, только когда в этом есть необходимость
Массовые онлайн-курсы станут еще более востребованными, так как повышают качество и доступность образования, но традиционные формы взаимодействия преподавателя и студента они не отменят. К такому выводу пришли участники международной научной конференции о настоящем и будущем онлайн-образования eSTARS 2018, которую НИУ ВШЭ и глобальная образовательная платформа Coursera проводят в Москве 5-6 декабря.
Быстрая революция
Еще в конце прошлого века никто не мог предположить, что очень скоро в мире произойдет цифровая революция. «Мы думали, что будущее связано с освоением космоса, что люди будут передвигаться на летающих машинах», — сказал Лучано Сасо, президент ассоциации университетов UNICA.
Тем более никто не ожидал, что цифровизация повлечет за собой масштабные изменения в высшей школе. Казалось, что традиционная образовательная модель, когда профессор передает студенту знания на лекциях и семинарах, а студент записывает и заучивает, всегда будет единственной.
Трансформация высшего образования произошла на наших глазах в кратчайшие сроки. Слушателями массовых онлайн-курсов на глобальных образовательных платформах всего за десять лет стали около 60-70 млн человек, сообщил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. Согласно прогнозам еще через 4-5 лет их станет около 200 млн.
Таким образом, по количеству студентов глобальные платформы очень скоро опередят складывавшуюся веками традиционную систему высшего образования — в вузах всего мира сейчас учатся около 150 млн человек.
А как же качество?
Исследования показывают, что онлайн-образование в большинстве случаев не уступает по качеству традиционному образованию.
В этом году под руководством Игоря Чирикова, профессора НИУ ВШЭ и научного сотрудника Калифорнийского университета в Беркли, был проведен эксперимент с тремя группами студентов из десяти региональных технических университетов.
Студенты первой группы учились в традиционной форме, второй — слушали онлайн-лекции ведущих университетов и посещали семинары офлайн, третьей — изучали курс только онлайн. Образовательные результаты всех трех групп были измерены, и оказалось, что они практически идентичны.
Если бы этот эксперимент провели в университетах послабее, результаты студентов первой группы были бы хуже, чем если бы они учились онлайн, прокомментировал итоги эксперимента Ярослав Кузьминов. И наоборот: если студенты учатся в сильных университетах, общаясь с ведущими учеными «вживую», то результаты будут лучше, чем при обучении онлайн.
В чем преимущества?
Участники конференции привели множество примеров, когда по своей эффективности онлайн-обучение не уступает традиционному, а зачастую превосходит его. Онлайн-курсы доступны в любое время, это возможность слушать лекции известных ученых для тех, кто живет далеко от интеллектуальных центров.
Элементы цифровизации в образовании повышают мотивацию студентов, считает ректор МФТИ Николай Кудрявцев, и этот интерес нужно использовать по максимуму.
Онлайн-курсы дают возможность индивидуализации учебного процесса с учетом поведения студента во время учебы. «Студент начал изучать курс, и мы видим, что у него возникают сложности, потому что он часто пересматривает видео, пропускает дедлайны, делает ошибки в контрольных работах, — пояснил Шраван Голи, директор по развитию Coursera. — Тогда можно предложить ему снизить темп обучения, пообщаться с преподавателем индивидуально, поучаствовать в дискуссии на форуме».
Ректор Национального исследовательского Томского государственного университета Эдуард Галажинский рассказал о важности анализа «цифрового следа», который студенты оставляют не только при изучении курсов, но и, например, в социальных сетях. Массивы данных о поведении разных студентов позволяют делать выводы об эффективности тех или иных методических приемов, об отдаче от работы преподавателей. Раньше преподаватели и методисты делали эти выводы на основе собственных ощущений, а теперь у них появились точные данные, благодаря которым можно улучшать качество работы.
Ярослав Кузьминов сравнил это новшество с появлением анализа крови — раньше врачи определяли болезнь лишь по симптомам, а теперь у них появились цифровые показатели.
Профессор ВШЭ Александр Архангельский, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и член совета Колорадского университета Стефен Людвиг. © Михаил Дмитриев/ Высшая школа экономики
Кто против?
Профессор ВШЭ Александр Архангельский, модератор одной из панелей конференции, поинтересовался, не приведет ли ставка на цифровизацию образования к противодействию со стороны абитуриентов и их родителей. Не захотят ли они вернуться к традиционным формам?
Даг Ледерман, cоредактор и сооснователь Inside Higher Ed, ответил, что запросы абитуриентов и их родителей зависят от того, дает ли отдачу высшее образование с использованием онлайн-курсов. Если люди, получив такое образование, находят хорошую работу, делают карьеру и много зарабатывают, зачем возражать?
Однако есть другая проблема — к цифровым технологиям скептически относится ряд преподавателей, которые придерживаются традиционных методов, констатировал Нил Моррис, директор по цифровому обучению Университета Лидса.
Но привычные формы работы не исчезают из университетов, отметил Эдуард Галажинский: «Когда онлайн-курсы только зарождались, мы слышали прогнозы, что они очень скоро уничтожат традиционное образование. Но теперь авторы этих прогнозов предпочитают помалкивать».
Личное общение студента с преподавателем, обучение в малых группах никуда не исчезнет, считает Ярослав Кузьминов, точно так же как оно не исчезло после появления книгопечатания. Просто профессора смогли выбирать лучших учеников из тех, кто прочел их книги, а сейчас смогут выбирать из тех, кто осваивает их онлайн-курсы, и этот круг студентов гораздо шире.
Добровольные решения
Решение о замещении традиционных курсов онлайн-курсами должны принимать университеты, когда в этом есть необходимость, считает Ярослав Кузьминов. Он убежден, что новые технологии нельзя внедрять из-под палки: это должно быть добровольные решения кафедр и отдельных коллег. Если вуз обеспечивает своим студентам образование определенного качества, которое требует от него государство и общество, без онлайн-курсов можно обойтись. Но если нужного качества нет, их использование — одно из самых очевидных решений проблемы.
Представители российских и зарубежных университетов рассказали, как используют онлайн-курсы — и свои, и разработанные коллегами из других вузов. Есть самые разные формы — от полностью дистанционного обучения до смешанного, когда онлайн-курсы используются при необходимости. В Университете Лидса представлены практически все формы — например, абитуриентам предлагаются онлайн-курсы, знакомящие с предметами, которые им предстоит изучить, а студентам — онлайн-курсы по формированию навыков исследовательской работы и критического мышления.
В НИУ ВШЭ рассматривается возможность встраивания онлайн-курсов во все базовые курсы. Это не означает вытеснение традиционных занятий с преподавателем офлайн, просто их можно будет посвятить решению творческих задач.
Архангельский Александр Николаевич
Профессор департамента медиа
Кузьминов Ярослав Иванович
Ректор ВШЭ