СНГ как единое инновационное пространство
12 августа в ГУ-ВШЭ прошло координационное совещание разработчиков Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года. О совещании и в целом о работе по подготовке программы — в нашем репортаже, а также в интервью заместителя руководителя Россотрудничества Игоря Морозова.
Решение о разработке программы было принято Советом глав правительств СНГ 14 ноября 2008 года, а головным разработчиком стала Высшая школа экономики. В работе совещания по подготовке Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества (МЦП), проведенного совместно с заказчиком-координатором программы — Федеральным агентством по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) — приняли участие представители научно-исследовательских и инновационно-технических учреждений и ведомств Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдовы, России и Украины, члены Исполнительного комитета СНГ, ученые и эксперты ГУ-ВШЭ, специалисты других организаций, разрабатывающих программу.
Открывая совещание, первый проектор ГУ-ВШЭ Леонид Гохберг отметил: «При подготовке проекта программы, над которым работали эксперты ГУ-ВШЭ вместе с национальными разработчиками, мы самым активным образом опирались на международный опыт по созданию аналогичных межгосударственных наднациональных программ. И прежде всего — программ Европейского союза».
Валерий Мунтиян, заместитель министра экономики Украины и руководитель рабочей группы СНГ по разработке программы, рассказал, чем вызвана необходимость создания такого документа. «Сейчас сложилась ситуация, — сказал он, — когда страны СНГ, обладая самым большим потенциалом в мире — 16,4% территории земного шара, 20% мировых запасов нефти, 40% газа, 13% пахотных земель, 4,4% населения планеты — производят только 3,1% мирового ВВП. И самое печальное в том, что разразившийся мировой финансово-экономический кризис показал неконкурентоспособность стран СНГ на мировых рынках. Из этого был сделан вывод о том, что модель экономического развития, которая внедрена в странах Содружества, не может обеспечить необходимый уровень жизни. Нужна новая модель, способная обеспечить глобальную конкурентоспособность, энергетическую, продовольственную и экономическую безопасность и повысить качество жизни граждан. На встрече глав государств СНГ в Кишиневе в 2008 году была одобрена новая стратегия, основным инструментом в ее реализации является инновационная модель развития, а ключевым элементом плана мероприятий стала разработка Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года. Уже состоялось пять заседаний рабочей группы СНГ, подготовлен ряд организационных документов, что позволило выработать требования к общей конфигурации программы. Важно отметить, что сама программа должна быть инновационной, многофункциональной и многоуровневой, поскольку перед нами стоит задача интеграции не только национальных инновационных систем в единое инновационное пространство, но и получение глобальных эффектов от этой интеграции. Нужно точно определить приоритеты взаимодействия, наметить проекты и определить их инвестирование». По мнению Валерия Мунтияна, будущая программа должна показать альтернативные пути развития в условиях коллапса глобальной экономики и минимизировать отрицательные последствия этого процесса для стран СНГ.
С информацией об организации и координации работ по подготовке программы выступил заместитель руководителя Россотрудничества Игорь Морозов. «Экономика, — сказал он, — призвана решать задачи развития социальной сферы, открывать возможности противостояния новым вызовам времени. К примеру, нынешние пожары на территории России стали результатом изменения климата, многих ошибок, сделанных двадцать, тридцать, пятьдесят лет назад. А вести борьбу с огнем приходилось с помощью старой техники, неспособной эффективно противостоять пламени. И когда мы сегодня говорим, что разрабатываемая программа должна быть многоплановой, многогранной, эффективной, позволяющей решать новые задачи, то в этот документ должны быть включены и проекты по борьбе с пожарами, о которых мы не задумывались еще два-три месяца назад». Пользуясь случаем, Игорь Морозов выразил признательность всем странам СНГ, оказавшим действенную помощь России в тушении пожаров.
Презентацию проекта программы провел заместитель директора Института государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ Владимир Королев. В своем выступлении он отметил, что программа должна быть согласованной на межгосударственном уровне по целям, ресурсам и срокам системных мероприятий, способствующих достижению национальных стратегических целей экономического развития. Этого можно добиться путем объединения усилий государств-участников СНГ по приоритетным направлениям научно-технической и инновационной деятельности, включая коммерциализацию ее результатов. Основная цель программы состоит в создании условий для повышения глобальной конкурентоспособности экономики государств-участников СНГ, трансформации ее в экономику знаний, реализации приоритетов экономического развития в инновационной сфере на основе эффективного взаимодействия национальных инновационных систем и утверждение международного авторитета Содружества как одного из мировых центров технологического лидерства. Что касается принципов программы, то к ним относятся соблюдение национальных интересов; равенство интересов и ответственность сторон; конкурентность, прозрачность и обратная связь; опора на согласованные магистральные приоритеты государств СНГ; координация мер научно-технической и инновационной политики государств СНГ; гармонизация инструментария и инфраструктуры программы с существующими национальными и международными программами.
Говоря о задачах программы, Владимир Королев отметил, что в числе важнейших приоритетов программы — развитие человеческого потенциала и подготовка кадров современных руководителей и активных участников инновационных программ и проектов; развитие межгосударственной кооперации в инновационной деятельности и внедрение новых форм организации взаимодействия государств; стимулирование предпринимательской активности.
В качестве стратегических направлений инновационного сотрудничества в проекте программы выделены авиационно-космические и транспортные системы; безопасность; индустрия наносистем; информационно-телекоммуникационные системы; медицина и здравоохранение; производственные технологии и промышленная инфраструктура; рациональное природопользование; социальная инфраструктура; энергетика, энергоэффективность и энергосбережение.
«Главным результатом реализации программы, — отметил докладчик, — должна стать эффективно функционирующая система межгосударственного инновационного сотрудничества государств-участников СНГ. Реализация программы должна обеспечить рост глобальной конкурентоспособности товаров и услуг, инвестиционной привлекательности стран-участниц программы, изменение структуры экономики, обновление основного капитала, обеспечение высоких, качественно новых темпов экономического роста. И как следствие — повышение уровня и качества жизни населения стран СНГ». По убеждению Владимира Королева, весьма важно и то, что реализация программы будет иметь геоэкономический, геополитический и геостратегический эффекты в результате преодоления сырьевой структуры экспорта, приведет к укреплению позиций стран-участниц программы в глобальном экономическом пространстве и на мировом рынке, что будет содействовать повышению уровня их безопасности и усилению интеграционных тенденций в рамках СНГ.
Вопрос финансирования программы регламентирован порядком разработки, реализации и финансирования целевых межгосударственных программ СНГ. В проекте содержится развитая система рекомендаций использования механизмов и источников финансирования для различных групп мероприятий. Предлагаются национальные источники финансирования — как бюджетные, так и внебюджетные — и средства Межгосударственного фонда инновационного развития и сотрудничества, создание которого необходимо для поддержки и реализации программных мероприятий и обеспечения жизнедеятельности программы в целом.
Владимир Королев обратил внимание участников совещания на сжатые сроки формирования и согласования программы. 17 сентября должно состояться рассмотрение предварительного проекта программы на заседании Экономического совета СНГ, а 19 ноября проект должен быть рассмотрен Советом глав правительств СНГ. «Такой график прохождения документа по инстанциям потребует от всех его разработчиков большой четкости и согласованности действий», — подчеркнул докладчик и предложил участникам совещания в ближайшее время внести свои замечания и предложения по проекту программы, усовершенствовать ее текст и привнести в него национальную специфику.
Алексей Новосельцев (в центре) |
После выступлений основных докладчиков состоялся обмен мнениями по предложенному проекту программы. Валерий Мунтиян отметил, что в документе должна быть более четко отражена социальная ориентированность экономики и научно-технического прогресса в условиях перехода на инновационный путь развития. «Надо добавить в документ и положения о монетарной, банковской и денежно-кредитной политике, — подчеркнул он, — без которых невозможно развивать никакую экономику».
Директор департамента экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ Андрей Кушниренко привлек внимание участников дискуссии к тому, что в тексте документа часто отождествляются государства-участники СНГ с участниками программы. «Однако, — заметил Андрей Кушниренко, — государства-участники СНГ и государства-участники программы, к сожалению, не являются синонимами. И возникает вопрос: а кто может участвовать в этой программе?». Отвечая на этот вопрос, Владимир Королев пояснил, что, по мнению разработчиков документа, программа должна быть максимально открыта для всех желающих. «Если какое-то государство не сочтет нужным участвовать в программе в полном объеме, — сказал он, — то корпорация или НИИ этого государства вполне смогут участвовать в программе».
В ходе дискуссии Леонид Гохберг внес предложение выделить несколько категорий участников программы. В первую категорию войдут страны-члены альянса, полностью реализующие программу, во вторую — ассоциированные члены, которые участвуют в отдельных проектах и подпрограммах, а в третью — страны, которые могут быть приглашены к выполнению отдельных целевых проектов на заранее оговоренных условиях для хозяйствующих субъектов этих стран.
Первый заместитель председателя правления АО «Национальный инновационный фонд» Ауельбак Токжанов (Казахстан) привлек внимание коллег к вопросам финансирования программы. По его мнению, финансовые инструменты реализации программы должны быть прописаны более четко. Эта точка зрения нашла поддержку у многих участников совещания. «Разработчики проекта весьма детально и углубленно занимались проблемой финансового обеспечения программы, — отметил Леонид Гохберг. — Ведь данный вопрос — это, по сути, вопрос ее жизнеспособности. И если мы хотим, чтобы программа существовала в реальности, то все государства и ведомства, представленные в программе, должны принять ответственные решения и определить финансовые обязательства этих стран. Возможны три варианта привлечения государственных ресурсов: во-первых, должен быть сформирован централизованный фонд программы, что придаст ей устойчивость и реалистичность; во-вторых, должны быть предусмотрены средства в национальных бюджетах; и в-третьих — это средства, которые фактически не вносятся в бюджет программы, но становятся источником софинансирования национальных участников в отдельных проектах программы».
С интересом было воспринято предложение Николая Гусакова, декана экономического факультета Российского университета дружбы народов (РУДН), по развитию подпрограммы «Кадры» — осуществлять востребованные и актуальные проекты, в том числе и через сетевой университет СНГ, созданный по решению Исполкома СНГ для подготовки специалистов по совместимым программам. Николай Гусаков считает, что работу сетевого университета следует наполнить самым инновационным содержанием и выпускать квалифицированных специалистов, которые работали бы в инновационной сфере своих государств.
В дискуссии также приняли участие Алексей Бусел, директор Белорусского института системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы (БелИСА), Баграт Енгибарян, директор Фонда «Инкубатор предприятий» Республики Армения, Валерий Лелёвкин, проректор по научной работе Киргизско-российского славянского университета, Геннадий Черней, генеральный директор Агентства по инновациям и трансферу технологий Академии наук Молдовы, Любовь Федулова, начальник отдела технологического прогнозирования и инновационной политики Института экономики и прогнозирования Национальной Академии наук Украины. Они проинформировали участников совещания о состоянии дел по разработке национальных частей программы и высказали свои соображения по формату и содержанию проекта документа, представленного головным разработчиком.
Участники совещания, в том числе все руководители национальных делегаций и директор департамента экономического сотрудничества Исполкома СНГ Андрей Кушниренко, одобрили предварительный проект программы и рекомендовали головному заказчику доработать его с учетом выказанных замечаний и предложений. Они утвердили структуру «Информационной карты инновационного проекта» программы и рекомендовали ее для использования в государствах-участниках программы с целью предоставления головному разработчику соответствующих межгосударственных проектов к 20 сентября текущего года. Национальным разработчикам рекомендовано до 22 августа предоставить головному разработчику свои уточнения и предложения в одобренный проект программы, а до 1 сентября — информацию о первоочередных национальных программных мероприятиях по основным разделам и подпрограммам.
Николай Вуколов, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
* * *
В интервью Новостной службе портала свою оценку работы по подготовке программы дал заместитель руководителя Россотрудничества Игорь Морозов
— Игорь Николаевич, как Высшая школа экономики справляется с ролью головного разработчика программы? Что показало в этом смысле прошедшее совещание?
Игорь Морозов |
— В чем Россотрудничество как заказчик видит главную задачу этой программы?
— Мы должны определить ядро инновационных проектов, найти тот инновационный локомотив, который бы двинул вперед все экономики на постсоветском пространстве. Этого не получится без развития IT-технологий, без сотрудничества в нефтегазовой сфере, развития сельского хозяйства, где сейчас, безусловно, доминирует Белоруссия, и биотехнологий. Добавьте сюда самолетостроение, космос, судостроение, где мы когда-то имели передовые позиции, — это и есть те направления, инновации в которых являются для нас приоритетными.
— Но не получится ли так, что каждая страна-участница программы, будет лоббировать свои, национальные проекты? С другой стороны, «заказывать музыку», вероятно, будут те, кто располагает большими финансовыми резервами…
— Если бы это происходило и национальные разработчики тянули одеяло на себя, то программа получилась бы нежизнеспособной. Есть важное условие: инновационный проект может быть востребован этой программой, если он представляет интерес для экономик как минимум трех стран. Российская экономика, хотя бы в силу своего объема, является основным потребителем инновационных технологий. В то же время мировая статистика говорит, что до 80 процентов инновационных решений разрабатывается, финансируется и потребляется транснациональными корпорациями. И российские корпорации, в том числе с государственным участием, могут быть реальными потребителями тех разработок, которые имеются у наших партнеров. Но мы хотим, чтобы возможности наших партнеров были востребованы не только российской экономикой, но на территории всего Таможенного союза. А затем эти разработки можно будет распространить и на те страны, которые пока в силу разных причин не готовы ими воспользоваться. Огромный потенциал в этом смысле есть на Украине, великолепный интеллектуальный потенциал у Армении, Белоруссия ушла достаточно далеко вперед в мониторинге инноваций, а, например, Казахстан значительно опережает нас в сфере либерализации законодательства, связанного с инновациями.
— Как будет осуществляться финансирование проектов?
— Программой предусматривается комбинированное финансирование инновационных проектов — через бюджет, через финансирование заемных средств, через инвестиции в акционерный капитал. В первую очередь финансироваться будут те проекты, которые уже готовы к коммерциализации. Их сегодня не только в России, но и других странах СНГ накопилось немало, и нельзя допустить, чтобы они лежали мертвым грузом.
— Дело ограничится лишь финансированием конкретных разработок?
— Развитие инновационной среды и стимулирование малого бизнеса также предусматривается. Здесь поддержка будет идти на уровне стартапов, НИРов, НИОКРов. Но для этого и сегодня имеются институты развития, которые ведут соответствующую работу. Должно ли их стать больше? Безусловно. Но это не цель данной программы. В плане подготовки инновационных кадров Россотрудничество ведет большую работу вместе с Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества СНГ, Минспорттуризма, Объединенным институтом ядерных исследований, Курчатовским институтом. Мы проводим различного рода семинары, курсы и конкурсы молодых инноваторов из стран СНГ. В декабре планируется Международная молодежная инновационная сессия — молодежный «саммит», который будет проводиться накануне заседания Совета глав государств, а лучшие инновационные решения и их разработчики будут представлены президентам стран Содружества.
— Программа рассчитана на одиннадцать лет. Закладываются ли в ней механизмы оценки ее эффективности? Насколько она может быть скорректирована уже по ходу своей реализации?
— Это достаточно гибкая система, которая будет самосовершенствоваться. Я думаю, что через два-три года эта программа расширится настолько, что «распадется» на отдельные звенья по отраслям, по тематикам, по региональной принадлежности. Таким образом, инновационная среда будет создаваться одновременно по многим направлениям, начиная от малого бизнеса и заканчивая крупнейшими проектами в нефтегазовой сфере или космонавтике.
— Будет ли инновационное сотрудничество в рамках программы замыкаться только на пространстве Содружества?
— Напротив, мы хотим сделать программу максимально открытой для того, чтобы привлечь к участию в ней другие страны. Не секрет, что мы довольно активно сейчас работаем с Сингапуром, а через него выходим и на весь регион Юго-Восточной Азии. Мы также продолжаем работу в рамках 7-й Рамочной программы Евросоюза и постараемся спланировать МЦП так, чтобы можно было впоследствии построить технологические коридоры между двумя этими программами и идти навстречу друг другу, создавая единое инновационное пространство.
Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Никиты Бензорука
Вам также может быть интересно:
Опубликован Глобальный инновационный индекс — 2021
Россия улучшила свои позиции в Глобальном инновационном индексе (ГИИ) 2021 года, поднявшись на 45-е место из 132. Отрыв от стран-лидеров рейтинга сократился преимущественно за счет роста результативности всех направлений научной, инновационной и креативной деятельности. В подготовке исследования уже несколько лет участвует ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. В этом году институт стал одним из девяти участников Сети академических партнеров ГИИ.
Идет прием заявок от иностранных абитуриентов
Начался прием заявок на обучение в ВШЭ от иностранных граждан, в том числе из стран СНГ. Рассказываем о том, какие программы Вышка предлагает в бакалавриате и магистратуре и что нужно сделать, чтобы на них поступить.
Не упустить возможность участия в глобальном разделении труда
На пленарном заседании «Социальная политика и проблемы неравенства» XV Апрельской международной научной конференции ВШЭ ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов проанализировал взаимосвязи проблем социальной и инновационной политики с темами, которые обсуждались на первом пленарном заседании «Макроэкономика».
Абитуриенты из стран СНГ и Балтии: особенности отбора
Директор по развитию сотрудничества со странами СНГ и Балтии НИУ ВШЭ Татьяна Четвернина рассказывает о специфике и итогах квотного отбора в Высшую школу экономики в этом году.
Инновации: региональный аспект
Формирование инновационной системы России, инновационная активность ее регионов и территориальные кластеры как важный элемент инновационной политики на страновом и региональном уровнях — проблематика состоявшейся 3 апреля сессии «Инновации: региональный аспект», которую организовал ИСИЭЗ ВШЭ в рамках XIV Апрельской конференции.
Исследования и разработки: с акцентом на центры превосходства
Как управлять центрами превосходства? На каких принципах осуществлять их финансирование? Как оценивать эффективность их работы? Эти темы стали главными на заключительных сессиях секции «Глобальные тренды в области государственного инвестирования в сферу исследований и разработок», проходившей 4 апреля в рамках XIV Апрельской конференции ВШЭ.
Исследования и разработки: какими должны быть центры превосходства
4 апреля в рамках XIV Апрельской международной научной конференции ВШЭ прошла секция «Глобальные тренды в области государственного инвестирования в сферу исследований и разработок — формирование, создание и управление центрами превосходства».
«Конференция была не только интересной, но и технологически полезной»
В октябре Институт изучения труда и Высшая школа экономики провели в ВШЭ международную конференцию «Адаптация рынка труда в странах СНГ, Центральной Азии и Китае в период экономической рецессии». О форуме и его итогах рассказывает директор Центра трудовых исследований ВШЭ Владимир Гимпельсон.
Gokhberg L. and Roud V. The Russian Federation: A New Innovation Policy for Sustainable Growth / Global Innovation Index. Fontainebleau, INSEAD, 2012
В докладе, подготовленном в рамках проекта «Глобальный инновационный индекс 2012: Усиление связей в инновационной сфере для глобального роста», уделяется особое внимание задаче углубления понимания инновационных процессов, а также выявлению лучших практик инновационной политики.
Chudinovskikh O. Review of Sources and Quality of Statistics on International Migration in selected countries of the Commonwealth of Independent States. Geneva, New-York: United Nations Economic Commission for Europe — UNECE, 2012
В отчете представлен обзор источников и дана оценка качества данных по международной миграции в ряде стран СНГ: Азербайджане, Казахстане, Кыргызстане, Российской Федерации и Таджикистане.